Вторник, 17.12.2024, 05:39

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 49
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » III Зубовские чтения

    Развитие культуры чтения — основа формирования инновационного мышления
    [ Скачать с сервера (53.0 Kb) ] 05.06.2009, 15:29

    В новых социокультурных и экономических условиях чтение понимается как базовая интеллектуальная технология, как важнейший ресурс развития личности, как источник приобретения знаний, преодоления ограниченности индивидуального социального опыта. Чтение осознается как способ освоения ценностей мировой культуры, средство обретения культурной компетентности личности и подготовки к жизни в окружающей социальной реальности.
    В современном обществе остается высокий статус книги и чтения, усили-ваются процессы интеллектуализации. Возрастающая потребность в знаниях обуславливает развитие новых форм существования книги. Согласно закону сохранения всех выработанных человечеством коммуникативных форматов, ни один из них не поглощается последующим, выполняя определенную социо-культурную функцию. В современном информационном пространстве каждый из них будет стремиться к максимально большему влиянию на осознанный вы-бор читателя в использовании и предпочтении тех или иных коммуникативных форматов.
     Под воздействием электронных технологий меняется культура чтения. В философском значении культура чтения понимается «как определенное про-странство, как цельная среда, порожденная феноменом чтения во имя нравст-венной и интеллектуальной гармонии личности». [1, с. 124]. В узком смысле культуру чтения можно сформулировать как способность воспринимать, пони-мать и анализировать вербальную информацию, представленную в письмен-ном, печатном и электронном форматах. Таким образом, культура чтения — социокультурное явление, основу которого составляет деятельностный позна-вательный процесс, определяющий уровень интеллектуального и духовного развития общества.
    Важнейшим составляющим культуры чтения является  процесс «воспри-ятие — понимание — интерпретация» текста произведения. Уровень воспри-ятия определяется социокультурным и читательским опытом человека. Процесс восприятия предполагает формирование образов, цельной картины, которые порождаются в распознавании текстов. Немаловажную роль играют собствен-ные эмоциональные, эстетические оценки прочитанного. Более высокий уро-вень культуры чтения характеризуется формированием творческого воспри-ятия, т. е. способностью создавать новые образы, новую реальность. Такое воз-можно лишь при активной работе мышления в процессе чтения. В результате формируется прогностическое или «творческое» видение («прочтение»), кото-рое вырабатывается в процессе чтения текстов художественной и научной ли-тературы.
     Культура чтения не является некой неподвижной субстанцией, суть этого социокультурного явления состоит в его постоянной потребности к изменению. Культура чтения может развиваться «вглубь» и «вширь». Человек может посто-янно пополнять знания по какому-либо вопросу, следить за публикациями по изучаемой проблеме. Вместе с тем чтение иноязычных источников информации позволяет сформировать более широкий объективный взгляд на мир и адекват-ное понимание ситуации. В этом качестве развитию культуры чтения активно способствуют процессы совершенствования технологий электронных инфор-мационно-поисковых систем и коммуникативных средств связи. Доступ к оцифрованному культурному наследию и к новым — электронным документам, открытость, демократичность, коммуникативность, интерактивность — эти и другие свойства Сети способствуют развитию информационно-познавательных и интеллектуальных видов деятельности. [4, с. 10].
     Т. о., культура чтения — динамично развивающийся процесс, отражаю-щий интеллектуальные и информационные потребности и запросы общества. С позиций экзистенциального подхода чтение рассматривается как способ бытия человека, как средство саморазвития, самоконструирования интеллектуального и эмоционально-духовного проектирования мира личности. Основываясь на ре-зультатах социологического исследования информационных потребностей, Н.А. Стефановская выстраивает стратификацию читательских интересов, в оп-ределенной мере отражающую состояние культуры чтения в современном об-ществе. Выделяются три группы потребностей в чтении.
     Первая группа представляет собой потребности к освоению минимума социально необходимых текстов в целях образовательной или профессиональ-ной деятельности, результатом которой является получение аттестата, диплома, социального статуса и т. д.
     Вторая группа потребностей предполагает интерес к служебному и пре-стижному чтению, напр., участие в интеллектуальных, политических, профес-сиональных сообществах, группах; повышение профессиональной квалифика-ции; чтение модных книг.
      Третья группа предполагает развитие интереса к чтению в эмоциональ-ную потребность, необходимость, что выражается в высокодуховной коммуни-кации.
     «Эти три базовых вида интереса к чтению действуют не изолированно, а проникают друг в друга, формируя промежуточные турбулентные феномены «переходного», смешанного интереса. Например, реализация рефлексивно-духовного интереса к чтению в качестве сопутствующего эффекта может вести к социальной напряженности, и, наоборот накопленный опыт престижного чте-ния может преобразоваться в рефлексивно-духовный интерес при обрыве такой карьеры, а может ограничиться интересом исключительно к нормативно-необходимому чтению». [5, с. 133].
     Основными задачами инновационной деятельности по развитию культу-ры чтения являются разработка нетрадиционных  технологий и методик в сти-мулировании и активизации читательской деятельности.
     Для правильного понимания сущности инновационных явлений и их ос-новополагающего значения в трансформации информационной среды необхо-димо обратиться к дефиниции понятия «инновация». «Под инновациями (ново-введениями) понимается использование достижений человеческого ума (откры-тий, изобретений, научных и конструкторских разработок и т. д.) для повыше-ния эффективности в той или иной сфере. Соответственно различают иннова-ции технологические, экономические, экологические, управленческие, военные, политические, социокультурные, государственно-правовые и т. п. Разнообразие инноваций связано с разнообразием видов человеческой деятельности». [2, с. 346].
     Любая инновация ориентирована на совершенствование социальной сис-темы, ее потенциал должен быть направлен на преодоление существующих противоречий, результатом чего может быть образование новых технологиче-ских или социокультурных явлений, обладающих прагматичной или духовной ценностью для дальнейшей эволюции общества. Инновация — это всегда про-рыв в развитии человеческого знания, сопровождающийся всплеском развития всех важнейших сфер человеческой деятельности. Таким образом, инновация, по определению А.А. Мешкова есть «комплексный социокультурный процесс, развивающийся по неким объективным законам, тесно взаимосвязанным с ис-торией и традицией рассматриваемых социальных систем и кардинально пре-образующий их структуру». [3, с. 117].
     Разработка инновационных методов и подходов предполагает тщательное изучение накопленного опыта, сложившихся традиций: обладание необходи-мыми знаниями для нетрадиционного разрешения актуальной проблемы. Такое возможно, если рационализатор идей обладает творческим видением, нетради-ционным складом мышления — инновационным интеллектом. «Инновацион-ный интеллект личности, — считает А.С. Юшков, — это образ мыслей, позво-ляющий осознать и проанализировать возникающее в культуре противоречие, и для его устранения выдвинуть идею и реализующее ее творческое решение, ко-торого не было на предыдущей стадии развития культуры, после чего с учетом возможных тенденций способствовать его социализации в культуре. Человек с развитым инновационным интеллектом находится на такой высоте интеллекту-ального развития, которая позволяет ему обнаружить в себе первостепенную важную способность саморазвития путем интеллектуального совершенствова-ния и создания технических новшеств». [6, с. 276].
     Анализ существующей проблемной ситуации предполагает поиск прин-ципиально новой эффективной стратегии разрешения противоречий. Это озна-чает, что необходимо использовать арсенал всех известных традиционных и новационных методологических, коммуникативных, технологических средств в достижении результатов, определенных установками и задачами инновацион-ного исследовательского проекта (концепции, мониторинга и т. д.). При этом следует иметь в виду, что в период внедрения инновационных технологий, ме-тодик, подходов в деятельностный процесс могут возникать проблемы, связан-ные  с преодолением социальных барьеров — неприятием по каким-либо при-чинам инновационных явлений или идей. Можно выделить следующие типы социальных барьеров неприятия: материально-экономический; психологиче-ский, обычно свойственный  людям с традиционным складом мышления; тех-нологический, вызванный отсутствием навыков работы с технологиями.
     Электронное пространство может рассматриваться как инструмент разви-тия и стимулирования читательской активности. В последнее время в Сети на-блюдается стремительное увеличение числа сайтов цифровых библиотек, включающих тексты произведений мирового литературного наследия, создают-ся сайты, где выставляются произведения современной художественной, науч-но-популярной, научной литературы, электронные артефакты и проекты, вы-полненные в соответствия с законами функционирования виртуальной и муль-тимедийной реальности. Интерактивное пространство привлекает авторов, спо-собных предложить нестандартные решения в создании художественных обра-зов, предметов, явлений. Новая реальность способствует увеличению числа по-сетителей подобного рода сайтов и порталов.  В данной ситуации библиотекам, образовательным, книготорговым, книгоиздательским учреждениям не следует упускать подобную ситуацию, выражающуюся в том, что необходимо активи-зировать деятельность по проведению в интернете масштабных рекламных ак-ций и специальных познавательных и образовательных мероприятий, целями которых должно быть воспитание инновационного мышления и повышение статуса книжной культуры в обществе.
     В настоящее время все более актуализируется необходимость в совер-шенствовании и разработке методов работы с читательской аудиторией, на-правленных на формирование аналитического типа мышления и развитие об-щей культуры личности. Среди которых можно выделить следующие: метод проектирования библиотечного пространства, предполагающий воплощение современных архитектурных и дизайнерских решений в создании благоприят-ной атмосферы для занятий и информационно-познавательной деятельности; ценностно-ориентировочный, нацеленный на развитие общей культуры мыш-ления и аналитического восприятия информации, представленной в различных культурных кодах; технологический, предполагающий использование возмож-ностей новых технологий в достижении заданной цели; творчески-созидательный, ориентированный на разработку и появление нестандартных идей в порождении новых артефактов (напр., создание интернет-площадок, виртуальных выставок, форумов для обсуждения художественных произведе-ний; литературных виртуальных музеев и т. д.); маркетинговый, задачами кото-рого является выявление спроса и формирование интересов и предпочтений чи-тательской аудитории; психологический, влияющий на стимулирование чита-тельской активности в обществе.


    Литература

    1. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования (теоретико-методические основы иссле-дования) : моногр. — СПб., 2007. — 164 с.
    2.  Кузык Б.Н. Россия в цивилизационном измерении: функциональные ос-новы стратегии инновационного развития. — М., 2008. — 862 с.
    3. Мешков А.А. Основные направления исследования инновации в амери-канской социологии // Социологические исследования. — 1996. — № 5. — С. 117—128.
    4. Перцовская Р.Ф. Культура чтения в эпоху электронных технологий // Вестник библиотек Москвы. — 2008. — № 4. — С. 7—10. 
    5. Стефановская Н.А. Экзистенциальный и социальный модусы чтения в со-временной культуре // Социально-гуманитарные знания. — 2008. — № 1. — С. 127—137.
    6. Юшков С.А. Инновация как стратегия личности и общества // Известия государственного педагогического университета им. А.И.Герцена: аспирант-ские тетради. — 2008. — № 23(54). — С. 275—277.

    Категория: III Зубовские чтения | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 10831 | Загрузок: 627 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]