Суббота, 20.04.2024, 10:15

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 48
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » III Зубовские чтения

    Интеграция образовательных учреждений и библиотек по формированию информационной культуры молодежи
    [ Скачать с сервера (60.5 Kb) ] 05.06.2009, 15:24

    Е.С. Мертенс, канд. пед. наук, доцент  кафедры библиотековедения  и информационных ресурсов Смоленского государственного института искусств
    Н.В. Степанян, ст. преподаватель кафедры библиотековедения  и информационных ресурсов Смоленского государственного института искусств

             Формирование информационной культуры личности в условиях информатизации современного общества становится все более актуальной, открывает новые и широкие возможности эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов.  Информация осознается  сегодня как «национальный ресурс», который является необходимым условием эффективной деятельности во всех сферах жизни общества. Осознание информационной культуры в современном мире  как особого аспекта общей культуры личности стало возможным в результате информационного подхода  к социальным коммуникациям, разработки и развития концепции информационного общества.   В этих условиях огромное значение приобретает организация информационного образования, способствующего повышению информационной культуры личности. Проблема информационной культуры и информационной грамотности имеет сегодня международное значение.
          Несмотря на различные подходы к определению понятия «информационная культура личности» с точки зрения  ученых в области библиотечно-информационной  деятельности, педагогики, культурологи и др. наук,  наиболее емкое определение в свое время было дано известным ученым ХХ века Ю.С. Зубовым. Современные ученые утверждают, что мышление человека развивается и опосредуется информационными законами, поэтому «знание о средствах оперирования информацией должно стать фундаментальной методологией эпохи информатизации» [1, с. 16 ].
         Информационная культура  – это, прежде всего,  качественная характеристика  современного человека в информационном обществе.  На наш взгляд для ее формирования необходима определенная инфосреда, участниками создания которой являются образовательные учреждения и библиотеки.  Результативность этого процесса будет достигаться  только  благодаря интегративным действиям этих двух социальных институтов. Решить проблему формирования информационной культуры в регионе можно с помощью «единой информационно-культурной политики» [3].
         Нельзя не вспомнить И.М.Андрееву, которая в 1993 года принимала активное участие в разработке актуальных проблем информационной культурологи, является основателем новой вузовской научной дисциплины «Информационная культура личности».
         С 1996 года  преподаватели кафедры библиотековедения и информационных ресурсов Смоленского государственного института искусств активно включились в работу по формированию информационной культуры  студентов. В учебные планы по всем специальностям  на очной и заочной формах обучения  (спец. «Социально-культурная  деятельность», «Народное художественное творчество»,  «Режиссура театрализованных представлений и праздников», «Музейное дело и охрана памятников» и др.) был введен курс  «Информационная культура». Курс читается в объеме  36 часов  на факультетах  «Культуроведения» и «Искусств». В процессе его преподавания мы учитываем общеметодологические принципы информационного образования:  принцип культурологического и системного подходов, принцип интегративности, принцип деятельностного и технологического  подходов, принцип  непрерывности [2, с.34-35].
    Современная система образования призвана формировать умение учиться  добывать информацию, извлекать знания, а это в свою очередь обеспечит успешную социальную адаптацию молодежи. Курс «Информационная культура» представляет взаимосвязанный комплекс базовых знаний и необходимых практических навыков в информационно-документационной области. Основная цель курса – формирование системы знаний, необходимых для организации самостоятельного поиска информации.
    Лекции дают представления о  научной категории «информация»  в системе документных  коммуникаций, об информационных  ресурсах в сфере культуры и искусства, об информационно-поисковых системах, способах  поиска информации  и способах ее переработки, о возможностях современных библиотек в условиях автоматизации библиотечно-информационных  процессов.
    Для проведения практических занятий  налажены партнерские отношения с ведущими библиотеками г. Смоленска: Смоленской областной универсальной  библиотекой им. А.Т. Твардовского, Смоленской областной юношеской библиотекой,  ЦГБ им.   Н.С. Клестова-Ангарского. На практических занятиях в Смоленской областной юношеской библиотеке, в  Центральной  городской библиотеке студенты отрабатывают навыки поиска информации в традиционных и электронных каталогах.
    В информационно-библиографическом отделе Смоленской областной универсальной библиотеки студенты выполняют  задания по информационному поиску с использованием ЭКС, БД «Культура и искусство» по вопросам, связанных непосредственно с их профессией (например, современные технологии организации досуга молодежи, сценарии культурно-досуговых мероприятий, импровизация, искусство эмали, духовное наследие М.К. Тенишевой  и др.).
    В преподавании курса «Информационная культура»  активно используются  экскурсии по современным   залам Смоленской областной библиотеки им. А. Т. Твардовского: электронном читальном зале,   Мультимедийном  культурном центре,  Гуманитарном центре чтения, Правовом центре информации и др.
    Сотрудники Мультимедийного культурного центра  организуют для  студентов серию обзоров мультимедиа  ресурсов    различной направленности: «Музеи мира»,  «Киноискусство», «Экранизация произведений классической литературы»  и др.
    Современный молодой человек должен владеть и правовой  информационной культурой.  В процессе изучения курса  студенты знакомятся с методикой  поиска в  справочных правовых системах «Консультант  Плюс», «Гарант», «Кодекс».
    Учитывая, что сеть Интернет является привлекательной  для молодежи, в курсе  «Информационная культура»  изучается современное состояние и тенденции развития  глобальной сети, демонстрируется поиск информации по актуальным и социально значимым темам с использованием различных поисковых систем. На базе электронного читального зала Смоленской областной универсальной  библиотеки им. А.Т. Твардовского  проводится  практическое занятие, в процессе которого осуществляется доступ к полнотекстовым БД.
    Значительно повышают интерес студентов  к изучению курса такие  приемы как составление  тематических обзоров  на основе профессиональных периодических изданий,  аннотаций, списков литературы.  Такой подход помогает постепенно вовлекать студентов в творческую самостоятельную деятельность, учит самостоятельно добывать знания путем рационального использования различных источников информации.
    Наблюдения за адаптацией первокурсников  Смоленского государственного института искусств, тестирование  показывают, что общий уровень информационной культуры студенческой молодежи г. Смоленска и в особенности Смоленской  области  недостаточно высок.   Многие не всегда могут решить информационные задачи, стоящие перед ними:  не знают состава каталогов и картотек, не всегда представляют их специфические особенности, не могут грамотно выразить свои информационные потребности, оперативно найти, проанализировать и извлечь необходимую информацию, оформить результаты поиска и т.д. Обучение всего лишь 36 часов в семестр, позволяет устранить  многие сложности, которые присутствуют у современного молодого человека  в процессе работы    с информацией.
         Студенты подчеркиваю огромную помощь курса «Информационная культура» в обучении самостоятельному поиску информации и систематизации данных, овладении методами аналитико-синтетической переработки информации. Приведенные сведения позволяют утверждать, что понятие «информационная культура» многоаспектно и  его качественную характеристику могут формировать  как «чистая» информационная культура, так и  правовая,  нравственная, эстетическая и др.
    Преподаватели кафедры Библиотековедения и информационных ресурсов Смоленского государственного института искусств (к.п.н., доц. Мертенс Е.С., доц. Максименкова Г.В., доц. Бабарыкин Ю.А., ст.преподаватель Степанян Н.В.) ведут научно-исследовательскую работу в данном направлении.
    По этой  проблеме успешно защищаюся выпускные квалификационные работы. Проекты, подготовленные  нашими выпускниками,    получают  гранты.  Так, в конце сентября  - начале октября  2003 года  в Москве состоялся фестиваль  школьных библиотек «БиблиОбраз»», на котором подводились итоги всероссийского конкурса. Заведующая школьной библиотекой Талашкинской муниципальной средней  общеобразовательной школы Смоленского района Смоленской области,  выпускница  Смоленского государственного института искусств, специальности «Библиотечно-информационная деятельность» С.А.Арбузова  приняла участие в этом конкурсе в номинации «Родник»,  успешно  защитила  работу на тему «Проблемы формирования информационной культуры в общеобразовательных учреждениях», став одним из победителей.
        Таким образом,  в   процессе  преподавания курса «Информационная культура»  мы ставим задачу информационной поддержки специальности, ее представителей. Это в свою очередь способствует формированию профессиональной компетентности, приучает к самостоятельному чтению профессиональной литературы.  Информационные технологии в этом отношении являются привлекательным средством обучения. Сегодня становится все более очевидным, что навыки владения современными  информационными технологиями – залог успешного обучения и дальнейшей профессиональной деятельности современного специалиста. Опыт показывает, что реализация функций по формированию информационной культуры должна идти по пути интеграции усилий образовательных учреждений и библиотек.      Кафедра библиотековедения и информационных ресурсов Смоленского государственного института  искусств  ведет активную работу по развитию информационно-культурологического образования   в регионе.   


    Литература
    1. Зубов Ю.С. Человек в пространстве и времени: информационный аспект проблемы/ Ю.С. Зубов, Н.А. Сляднева// Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: тез. докл. междунар. науч. конф., Краснодар – Новосибирск, 1996.- Краснодар, 1996.
    2. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учебно-методическое пособие/ Н.И. Гендина, Н.И. Колкова,  И.Л. Скипор и [др.].- 2-е изд., перераб.- М.: Школьная библиотека, 2003.- 296с.
    3. Информационная культура в структуре новой парадигмы образования:сб. статей/ Науч. ред. Н.И. Гендина.- Кемерово: Кемеровская гос. академия культуры и искусства, 1999.- 181с.

    Категория: III Зубовские чтения | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 1761 | Загрузок: 310 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]