Одной из важнейших проблем, которую приходится решать студентам старших курсов и тем более выпускникам современных российских вузов, является проблема трудоустройства, профессиональной адаптации, приобретения необходимых компетенций для успешного позиционирования себя в глазах работодателя, а в дальнейшем и реализации карьерных планов. Вместе с тем, профессиональное будущее студентов далеко не всегда возможно прогнозировать, с первых шагов в профессиональной карьере они попадают в проблемную ситуацию, противоречивую по определению. Студенты-менеджеры старших курсов, выпускники ВУЗов, попадают в типичную для российских реалий ловушку современного трудоустройства. Конкуренция на рынке заставляет работодателей ужесточать отбор кандидатов на существующие вакансии. В результате положительный ответ о трудоустройстве, заключается в нескольких ключевых факторах успеха: практический опыт работы на схожих вакансиях, желательно с официальным трудоустройством или предоставлением практических работ, теоретические знания в сфере трудоустройства, т.е. знание, но только азов менеджмента, но и современных инновационных технологий управления. В сложившихся обстоятельствах шансы на успешное трудоустройство студентов значительно уменьшается, так как соответствовать всем этим требованиям старшекурснику или выпускнику затруднительно. В попытках преодолеть эти трудности студенты на практике выработали 3 основных стратегии: 1) «Работа не волк». Это такая стратегия, при которой студенты сосредотачивают свои силы на пополнения багажа теоретических знаний в предметной области, старательно учатся, отказываясь от совмещения учебы и работы, т.е. работают «на диплом», сознательно лишая себя шансов приобрести еще на вузовской скамье практический опыт работы в предметной области. Такие студенты – любимцы преподавателей, но работодатели нередко отказывают им в приеме на работу по окончании вуза. 2) «Говорящая трудовая книжка». Это такая стратегия карьерного и профессионального развития, при которой студент, вопреки законодательству, начинает работать с самых младших курсов, тем самым приобретая набор практических навыков, необходимых, по его мнению, для дальнейшего развития себя и своих профессиональных качеств. При этом неизбежно страдает теоретическая подготовка, снижается качество диплома. Да и далеко не всегда удается найти работу по специальности, в профильной сфере. В итоге, придирчивые работодатели в ходе собеседований, тестирования при приеме на работу находят немало аргументов для отказа либо снижения уровня своих предложений. 3) «За двумя зайцами». Как видно из названия, третья стратегия является комбинированной, сочетающей в себе элементы 2 - х предыдущих стратегий. В этом случае студент пытается совмещать работу и учебу, добиться успеха по обоим направлениям. Однако реализовать эти планы удается далеко не каждому, чаще всего избравший этот путь оказывается в хорошо известной нам по русскому фольклору ситуации. К сожалению, практика показывает, что данная стратегия чревата для студента срывами в учебе, а перегрузки и стрессы порой ведут за собой ущерб здоровью. Очевидно, что все названные стратегии программирования будущей профессиональной карьеры для студента и молодого специалиста не идеальны, в каждой есть неизбежные потери и риски. В снижении рисков при реализации карьерных и профессиональных планов студенческой молодежи реальную помощь может оказать вуз. Современная педагогика профессионального образования предлагает ряд решений, направленных на то, чтобы создать условия для приобретения студентами профессионального опыта непосредственно в условиях вуза, в учебном процессе. В частности, существуют педагогические технологии моделирования профессионально – ориентированных ситуаций в рамках учебного процесса. Такие педагогические модели профессиональной деятельности требуют от преподавателей и самих студентов творческого подхода, дополнительных усилий и времени. Как правило, для их решения используется как аудиторное, так и внеаудиторное время, в решении этих задач возможны элементы научно – исследовательского подхода с обеих сторон. На решение именно этих задач нацелена новая форма учебных занятий, внедренная в учебный процесс на факультете менеджмента и социально – информационных технологий. Этот инновационный вид занятий получил наименование «Командный тренинг по управлению проектом». Цель тренинга заключается в преодолении противоречия между неизбежно теоретическим характером обучения и требованиями как можно ранней профессионализации студентов. Тренинг проводится на девятом семестре, ориентируя студентов выпускного курса на самостоятельную творческую работу, переосмысление полученных знаний и написание дипломной работы. В основе тренинга положены дидактические принципы деловых игр. Из числа студентов формируются команды, задачей которых является прохождение всех основных этапов управления проектом. В помощь команде выделяется научный руководитель – куратор проекта, который в ситуации успешной работы команды выступает скорее в роли наблюдателя, периодически корректирующего процесс тренинга. Команда проекта определяет себе руководителя – одного из студентов группы, задачей которого становится разбиение сложного процесса управления на более простые компоненты, что позволяет выстроить систему, в которой возможно снижение требований к управленческому персоналу, а, значит, и снижение рисков ошибок управления, а также реализация сроков выполнения основных этапов проекта, контроль за исполнителями, обеспечение качества результата и его презентации. Для эффективной работы команды проекта важно, чтобы разрабатываемая проблема не была примитивно – учебной или искусственно сконструированной. Среди проектов, реализуемых в 2007-2008 учебном году на факультете МИСИТ можно видеть как инициативные проекты, выбранные командами по совершенствованию внутривузовского менеджмента, совершенствованию форм студенческого самоуправления, качества образования, профессиональные задачи по применению компьютерных технологий, так и проекты, разрабатываемые по заданиям кафедр и научно – исследовательских лабораторий факультета. Один из таких проектов разрабатывается по линии научно – исследовательской лаборатории кафедры информационно – аналитической деятельности, его тема «Современные формы самоорганизации Интернет – коммъюнити: социально – психологические и социально – педагогические аспекты». Эта проблема входит в перспективный план лаборатории, а также соответствует специализации. Тем самым проект становится прикладной задачей для студентов. Так, в рамках данной инновации проходит разработка проблемы самоорганизации различных Интернет - комьюнити, её социальной значимости, возможностей социальной педагогики в отношении таких сообществ, а также их влияния на социальную действительность. Научный аспект проблемы – изучение специфики функционирования социально-информационных технологий в виртуальном пространстве. Практическим же результатом данной проектной деятельности будет Интернет сайт в рамках научной лаборатории кафедры информационно – аналитической деятельности. На сайте будут выложены результаты научно-исследовательской работы команды студентов, ответственных за данный научно-исследовательский и прикладной проект, в дальнейшем этот сайт по замыслу разработчиков должен стать организующим центром для исследователей данной проблемы. Поэтому проект позволяет участникам команды приобрести и совершенствовать навыки и методику исследовательской работы, опыт сбора эмпирических данных (выявление и обзор различных видов Интернет – сообществ), анализа и обобщения результатов. Не случайно в ходе работы над проектом его участники написали научные статьи и подготовили доклады на кафедру. Опыт самостоятельной исследовательской деятельности может быть весьма полезным в становлении будущей профессиональной карьеры выпускников. Вместе с тем, своеобразие данного проекта заключается в его многофункциональности. Важно отметить, что участники команды приобретает управленческий опыт, осваивая теорию и практику управления проектом, собственно проектной деятельности, приобщаются к инновационной деятельности, предлагая ряд тем для дальнейшей проектной разработки на основе проведенного первого этапа исследования. Речь идет различных направлениях использования существующих видов креативных Интернет – сообществ для совершенствования систем обучения, самообразования, в том числе, в режиме E – learning, а также для активизации и модернизации форм студенческого самоуправления, молодежной политики, что особенно актуально в связи с предстоящим Международным форумом студентов на базе нашего университета. Таким образом, командный тренинг по управлению проектом, несомненно, может явиться эффективной формой приобретения студентами опыта управленческой и научно – исследовательской деятельности, а также навыка решения прикладных профессиональных задач. Возникает закономерный вопрос, почему факультет МиСИТ внедряет инновации связанные с управлением проектом? Ответ прост. Эти знания и навыки востребованы современной практикой российского менеджмента. Крупнейшие компании, государственные учреждения уже давно поняли необходимость отдельных департаментов по управлению проектами. Управление проектами это сложная интеллектуальная, а иногда и научная работа. В связи с этим, проектно-ориентированная деятельность приобретает все большую актуальность в мировом и российском бизнесе. Сегодня необходимо управлять именно проектами, а не процессами или функциями. Сотни, а иногда и тысячи разных по объему и продолжительности проектов нацелены на то, чтобы улучшить качество, снизить затраты, увеличить мощность, сократить время изготовления изделий, вывести новую продукцию на рынок — и все это ради достижения конкурентных преимуществ компании. Такая организация имеет возможность сочетать регламентированные бизнес-процессы в своей структуре с динамичными целенаправленными методиками реализации проектов. Внедрение проектной организации работ основывается на использовании современных инструментов планирования и контроля хода реализации проектов. Овладение методологией управления проектами означает для выпускника обладание одним из важных конкурентных преимуществ на российском рынке труда, опыт и знания в сфере управления проектом входят в число приоритетных профессиональных компетенций для каждого современного специалиста. Особенно, информатику – менеджеру, к которому относятся выпускники МИСИТ. Побывав в роли руководителя, исполнителя – члена команды по управлению проектом, студент получают столь необходимый практический опыт, получит оценку собственным возможностям со стороны педагогов и коллег, а также сформирует самооценку, что весьма важно для самообразования, самопозиционирования и самоменеджмента. Все это в совокупности, несомненно, окажет существенную помощь в будущем трудоустройстве, реализации профессиональной карьеры.