В эпоху информационного общества Интернет-проекты имеют не только технологическую ценность, но и меняют социальную жизнь. Интернет является сложной единой социальной, информационной и технической системой. В среде Интернет человечество занимается многими видами деятельности. Владельцы различных веб-сайтов в борьбе за конкурентное первенство стали прибегать к мерам, позволяющим выделить их сайт из общей массы. Для этого нужно, как и в любом бизнесе, проработать сайт, учитывая опыт коллег и исправив их ошибки (бенчмаркинг), стараясь при этом угодить желаниям целевых посетителей и, собственно, функционально-деятельностным требованиям заказчика, владельца сайта. Для того чтобы управлять в современных условиях качественным Интернет-ресурсом, необходимо учитывать множество различных факторов при разработке, следить за реакцией аудитории на продукт впоследствии, контролировать его эффективность и соответствие общим отраслевым показателям. Методологии анализа – это всякий системный способ работы с информацией в целях развития знаний или вынесения суждений и оценок. Чтобы вести эффективную аналитику сайта, необходимо использовать особую методологию: функционально-деятельностный подход. Эта методология предполагает выявление в изучаемом объекте деятельностных параметров: с какой сферой человеческой деятельности связан данный объект, в каком качестве он выступает в схеме процесса деятельности (является ли методом, субстратом, продуктом деятельности), какие требования могут быть предъявлены к изучаемому объекту с точки зрения эффективности соответствующей деятельности и т.п. Эта методология наиболее адекватна анализируемым объектам (веб-сайтам). Она позволяет более детально понять параметры, оценить качество функционирования сайта. С помощью этой методологии несложно определить, побуждает ли сайт людей к функции, заложенной в нем, отражает ли сайт задачи, которые предполагал реализовать с его помощью заказчик, успешно ли эти цели вкомпоновал в сайт (его структуру, контент и т.п.) разработчик. Аналитические исследования должны показать, какие решения, технические средства наиболее эффективны для сайта как виртуальной деятельностной площадки. Однако аналитика несет в себе не только функцию исследования, но еще и функцию поиска наилучшего решения для каждого из поставленных вопросов. Направления анализа конкретного веб-сайта во многом зависят от его предназначения, но я собираюсь обозначить основные, универсальные направления, которые позволят повысить эффективность проектируемого или действующего сайта (преимущественно, коммерческой направленности). Именно поэтому классифицирование аналитики веб-сайтов весьма условно. В данной статье будут рассмотрены 4 аспекта аналитики сайтов: 1) Аналитика технико-технологических параметров веб-сайта. Такая аналитика нередко требует специальных знаний, помогающих грамотно спроектировать и создать сайт. Однако возможно проведение исследований и в помощь лицам, принимающим решение об использовании той или иной технологии в сайтостроении. Аналитика в данной области бывает следующих видов: ─ Технологический анализ развития Интернета (средствами информационного мониторинга). ─ Анализ требований заказчика к сайту при проектировании. ─ Технический аудит (тестирование) сайта. 2) Аналитика мультимедийных параметров сайта Любой сайт представляет собой некий образ, восприятие которого следует оценить. Таким образом, эстетически продуманный сайт не будет вызывать у пользователя негативных эмоций, а его пользовательский интерфейс будет являться важнейшим дополнением к основной концепции Интернет-проекта. В данном направлении рассматриваются: ─ Аналитика веб-семиотики (знаков, символов, применяющихся в веб-пространстве). ─ Анализ удобства использования сайта (Usability). ─ Проектирование дизайна графического интерфейса сайта. 3) Аналитика Интернет-ресурсов (контента). ─ Макро-уровень: виртуальное пространство со всеми данными, информационными ресурсами. Вся совокупность Интрнет-объектов аналитики. ─ Миди-уровень: Совокупности Интернет-ресурсов по параметрам (вид информации, жанр информации). Например, исследования контента блогов, исследование информации о конкурентах. ─ Микро-уровень: информационные ресурсы веб-сайта. 4) Социальная аналитика веб-сайта. ─ Маркетинговые исследования (продвижение сайта в Интернет, конкурентная разведка и т.д.). ─ Политическая аналитика. ─ Аналитика общественного мнения в сети Интернет (веб-сайт как инструмент исследования). ─ Аналитика любых сфер деятельности в виртуальном пространстве. Аналитика технико-технологических параметров веб-сайта поможет спроектировать сайт, который на момент внедрения в эксплуатацию будет считаться современным и актуальным, возможно даже инновационным. Информацию для проведения подобной аналитики можно найти на веб-сайтах производителей программного обеспечения по созданию и проектированию сайтов ( www.microsoft.com, http://netcat.ru http://www.1c-bitrix.ru), с помощью интервью с веб-разработчиками, а также на различных конференциях, в том числе и в онлайн-режиме. Блоги известных ИТ-специалистов также могут являться важнейшим источником информации о состоянии Интернет-среды. Не стоит забывать, что в эту аналитику также могут входить данные о программах и технических средствах, позволяющих улучшить художественное наполнение сайта. Стадия анализа является основополагающим участком процесса разработки сайта, на котором разрозненные и подчас не вполне определенные ожидания и пожелания заказчика формализуются в виде детальных и структурированных требований к будущему сайту. А эти требования, в свою очередь, являются тем фундаментом, на котором будет строиться вся дальнейшая разработка сайта. Именно поэтому стадия анализа так важна. Стадия тестирования сайта на предмет работоспособности является завершающей стадией разработки сайта, становится переходом к этапу ввода сайта в эксплуатацию. Перед тем как приступать к опубликованию сайта в Интернете, необходимо протестировать продукт на предмет отсутствия серьезных недостатков, его работоспособности на ПК различной конфигурации и т.д. Как правило, подобным тестированием занимаются специалисты с техническим образованием с применением специальных программно-аппаратных средств. Такое исследование проще доверить профессионалам, специализирующимся на многоаспектном техническом тестировании сайтов. Аналитика мультимедийных параметров сайта необходима для того, чтобы оценить влияние сайта на человека, учитывая его физические и психологические особенности. В этом направлении функционально-деятельностный подход подразумевает анализ сайта на предмет восприятия его образа клиентом, целевым посетителем. Аналитика также включает в себя сопоставление макета сайта с рядом признаков, обеспечивающих эстетически грамотное воплощение концепции в графическом интерфейсе сайта. Ниже представлены основные требования, которые необходимо учитывать в анализе мультимедийных параметров веб-сайта: 1) Следует обеспечить единство и сбалансированность визуальной концепции сайта, избавиться от выбивающихся из стилистики элементов. 2) Следует максимально сократить «визуальный шум», отказаться от всех неработающих или невостребованных элементов, но при этом проработать все мелкие детали (до каждого символа). 3) Важно выдержать основные отраслевые стандарты. 4) Необходимо учесть множество особенностей восприятия, характерных для веб-среды (психологию цвета, национальные и/или интернациональные особенности и т.д.). 5) Следует предусмотреть возможность масштабирования интерфейса и текстового поля (учесть разные размеры экрана, возможность расширения навигации, рост объемов контента и т.д.). 6) Необходимо обеспечить полное соответствие сайта позиционированию бренда, соблюсти все стандарты фирменного стиля компании. 7) Желательно обеспечить уникальность, запоминаемость общего стиля оформления ресурса. 8) Необходимо соблюдать основные правила композиции (баланс масс, пропорциональность, «золотое сечение», наличие акцента и др.). Аналитика Интернет-ресурсов (контента). Разнообразие информационных ресурсов требует аналитической поддержки. Все описанные уровни ресурсов в сети Интернет (микро, миди, макро) могут решать задачи аналитики веб-сайтов. Существует как минимум 3 направления аналитики Интернет-ресурсов, решающих специфические задачи: 1) Аналитика качества и целесообразности контента на сайте (или ряде сайтов). 2) Деловая (конкурентная) разведка на основе содержания, представленного на сайте (сайтах) изучаемой организации или лиц, а также сайтах, на которых имеется упоминание о них. 3) Аналитика состояния и динамики глобальных информационных ресурсов, представленных в Интернет-пространстве. Социальная аналитика веб-сайта. Веб-сайт является отражением общественной жизни в виртуальном пространстве. Именно социальные свойства позволяют применить к сети определенную сферу аналитики – социальную. Таким образом, не качество самого сайта становится объектом исследования, а его деятельностные характеристики. 70% всех исследований, проводящихся для ведения успешной деятельности в виртуальном пространстве, являются маркетинговыми. Это вызвано тем, что в настоящее время в Интернете наиболее интенсивно происходит развитие именно рыночных отношений. Более того, продвижение сайта в сети Интернет целиком и полностью относится к одной из основных маркетинговых «координат» (формула «4 p» (product, price, place, promotion)). Аналитика всех сфер деятельности общества, получивших отражение в Интернет-пространстве, также необходима. Среди них может быть политическая аналитика, экономический анализ и др. Аналитика сайта заключается в том, чтобы позволить принять правильные управленческие решения, учитывая все возможные требования и не упуская тех возможностей, которые предоставляет Интернет и виртуальное пространство. Таратасова Василиса, студентка 5 курса (2004 - 2009 гг. обуч.)
|