Исследовательская группа студентов МГУКИ обратила внимание на такую важную для всех выпускников факультета МИСИТ проблему, как трудоустройство специалистов информационно-управленческого профиля. Необходимость исследования обусловлена относительной молодостью профессий: обучение управленческим навыкам в мировой практике началось сравнительно недавно, а внедрение ИТ в процесс управления можно считать проблемой последних десятилетий. Основной задачей данного исследования являлось изучение спроса на специальности, по которым ведется обучение на факультете МИСИТ. Поставленная исследовательская задача решалась с помощью технологии информационного мониторинга, которая является одним из самых значимых элементов социально-информационной деятельности и даёт неоспоримые исследовательские преимущества. Мониторинговое исследование предполагает наблюдение за рынком труда в непрерывном режиме, что помогает моментально зафиксировать любые изменения и исключает возможность появления случайных сведений. Мониторинг весьма гибок, поскольку можно менять состав и количество показателей наблюдения. Это позволяет максимально точно определить степень происходящих изменений. Для учета показателей используются различные источники, независимые друг от друга. Таким образом, среда для анализа представляется более широкой. В настоящем исследовании использовались печатные источники (газеты «Работа для вас», «Работа и зарплата») и электронные, посредством сети Интернет (сайты «www.zarplata.ru», «www.job.ru», «www.rabota.ru»). Стоит отметить, что наличие нескольких источников также увеличивает степень достоверности информации. Полученные данные обрабатываются с применением логико-математического подхода, что также влияет на точность и наглядность полученных результатов, а, следовательно, существенно облегчает анализ исследуемой ситуации. В совокупности это помогло сделать исследование четким и, что самое главное, достоверным. Таким образом, информационный мониторинг как нельзя лучше подходит для изучения проблемы трудоустройства. Исследование проходило в период с 2004 по 2006 гг., показатели снимались 1 раз в сезон. Индикаторами исследования были выбраны: • количество предложений на определенную вакансию • средняя заработная плата по вакансиям • гендерные предпочтения работодателя • значимость опыта работы • сезонная динамика появления предложений о работе Важным этапом в исследовании стало выявление конкретных должностей, предлагаемых работодателями, которые соответствуют специальностям, полученным на факультете МИСИТ. Ниже предлагается перечень должностей и средний показатель уровня заработной платы, выявленный в ходе исследовательской работы. 1. Оператор ПК (638 у.е.) 2. Консультант (в наибольшей степени зависит от места работы) (883 у.е.) 3. Менеджер по рекламе (в наибольшей степени зависит от места работы) (1192 у.е.) 4. Управление персоналом (в наибольшей степени зависит от места работы) (1233 у.е.) 5. PR-менеджер (1338 у.е.) 6. Менеджер по продажам (как правило, сдельная оплата труда) (1417 у.е.) 7. Web-дизайнер (1417 у.е.) 8. Маркетолог (1517 у.е.) 9. IT-специалист, тех. поддержка (1567 у.е.) 10. Аналитик (1750 у.е.) 11. Системный администратор (1875 у.е.) 12. Программист (1983 у.е.) 13. Бренд-менеджер (2083 у.е.)
Проблема изучения рынка труда для специалистов информационно-управленческой сферы, за последние несколько лет, существенно обострилась. Такое положение дел обусловлено сразу несколькими факторами. Во-первых, год от года происходит значительный рост количества предложений о работе. С формированием информационного общества в России, перед государством встают важные задачи, требующие оперативных и грамотных решений; всё больше организаций опираются в своей деятельности на информационные технологии и требуют серьезной поддержки, как со стороны законодательства, так и со стороны компетентных специалистов, что послужило катализатором в формировании информационно-управленческих специальностей. Никого уже не приходится убеждать в необходимости внедрения различных информационных систем и вычислительной техники. Большинство современных руководителей прекрасно понимают преимущества интеграции в свой бизнес программных комплексов. Однако это вовсе не означает, что управление предприятием стало проще. Современному обществу нужны компетентные специалисты в области координирования процессов разработки, внедрения и поддержки ИТ-решений. Все это отражается на росте предложений для специалистов в области ИТ-менеджмента. Во-вторых, широкое признание получили различные правительственные и неправительственные программы в поддержку малого и среднего бизнеса, а это звено в деловой среде общества существенно определяет динамику развития многих отраслей деятельности. Повышение размера заработной платы для должностей информационно-управленческого профиля является подтверждением того, что общество испытывает необходимость в грамотных специалистах, которых на сегодняшний день требуется все больше. В последние годы в деловой среде произошли изменения. Это отражается на образовательных проектах, которые реализуют ВУЗы страны. В них активно ведется подготовка управляющих кадров и кадров, подготавливающих управленческие решения. Теперь руководство организацией посильно не только лицам, одаренным командирским чутьем и сильно выраженными лидерскими качествами. Современный руководитель, напротив, не должен замыкать все функции организации на себя. Он должен проявлять интерес к построению грамотной модели управления своего бизнеса, эффективно использовать опыт прежних лет и наработки успешных коллег. Исследование выявило несколько самых актуальных групп вакансий. Необходимы специалисты, проводящие комплекс мероприятий, предшествующих принятию решений. Они осуществляют целый спектр услуг по предпроектной оценке, руководствуясь современными методиками, активно используя существующие базы данных, создавая новые банки знаний. Среди них такие профессии, как аналитики, маркетологи, консультанты. В их компетенцию входит проведение предварительных или сопровождающих исследований с ориентацией на конкретный бизнес. Следующая группа специалистов, чьи трудовые обязанности сформировалась в результате синтеза рекламной и информационно-технической деятельности, также получила широкое распространение на рынке труда. Реклама в Интернет стала неотъемлемым элементом маркетинговой деятельности, и такие проекты с успехом формируются и функционируют. Многие компании сегодня даже базируют свою PR-деятельность только на Интернет-аудиторию. Развитие компьютерных и Интернет-технологий порождает спрос на группу ИТ-специалистов. Всемирная компьютерная паутина уже перестала быть чем-то далёким и непонятным. Она активно используется. Бизнес-процессы успешно переносятся в виртуальное пространство. Автоматизация коммуникационных процессов практически неосуществима без обращения к глобальной сети. Развивается новое поле для деятельности специалистов: создание различных бизнес-площадок, Web-сервисов и, соответственно, их техническая поддержка. На данном этапе развития информационного общества еще не каждая компания имеет свой Web-сайт. Следовательно, специалисты, занимающиеся разработкой сайтов, также востребованы на рынке труда. Тем более что жизнедеятельность web-сайта не ограничивается только его созданием. Его нужно постоянно поддерживать в работоспособном состоянии, регулярно и оперативно обновлять, внедрять различные новшества, чтобы сохранить конкурентоспособность организации. В нынешнем социальном пространстве, еще находящемся на перепутье информационного и неинформационного общества, царит некий хаос, разобраться в котором должны специалисты ИТ-профиля. А специалисты управленческой сферы должны грамотно скоординировать работу каждого значимого элемента этой непростой цепи. Именно поэтому спрос на таких специалистов продолжает расти, причем возможности карьерного роста напрямую зависят от качества полученного образования. Рассматривая востребованность молодых специалистов на рынке труда, нельзя не сказать о таком важном критерии отбора, как распределение по гендернему признаку. Исследование показало, что этот фактор теряет свое значение год от года. Это означает, что специалисты-женщины становятся так же востребованы на рынке труда, как и мужчины. Вход женщин в область, ранее считавшуюся исключительно мужской, свидетельствует о снижении в ней доли физически тяжелой работы, а также о цивилизованности современного российского общества. Для получения полновесных сведений необходимо учитывать и сезонный диапазон актуальности вакансий. Рис. 1 наглядно иллюстрирует рост и динамику количества предложений в зависимости от времени года.
Рис. 1.
На приведённых диаграммах заметно, что наименьшее количество вакансий предлагается зимой, а наибольшее – летом. Такое обстоятельство объясняется летним отдыхом постоянных сотрудников компаний и, следовательно, необходимостью их замещения. Следующий фактор – выпуск молодых специалистов из университетов, что увеличивает спрос на вакансии. Можно предположить, что усиленный спрос сохраняется до осени, поскольку многие студенты приступают к поиску работы не сразу. Приведенная динамика свидетельствует и о том, что существует некоторая доля вакансий, предназначенных для летнего периода работы, что полезно и актуально для студентов. В этом случае им даётся возможность профессионально адаптироваться за период летних каникул. Это удобно и со стороны работодателя: студент, работая по направлению своей будущей деятельности, одновременно проходит длительный испытательный срок и подготавливает себя к полноправной работе именно в этой организации. В результате проведения мониторинга был получен самый главный и позитивный вывод: профессии, относящиеся к специальностям факультета МИСИТ МГУКИ, являются одними из самых высокооплачиваемых и востребованных на рынке труда. Специалисты подобного профиля нужны практически во всех отраслях народного хозяйства. Количество предложений год от года возрастает, также возрастает и уровень заработной платы, что прослеживается из общей динамики. Можно предположить, что такая тенденция сохранится, и, с дальнейшим развитием бизнеса, произойдет еще большее увеличение рабочих мест. Образовательные проекты нашего ВУЗа созвучны общей ситуации на рынке труда, а это означает, что в ближайшее время выпускники факультета МИСИТ МГУКИ смогут без труда найти себе хорошо оплачиваемую работу по специальности. Создание цивилизованного информационного общества в России остаётся одной из важнейших задач, и её предстоит решить будущим специалистам информационно-управленческого профиля. Общие итоги исследования позволяют утверждать, что перспективы таких специалистов, в дальнейшем, будут связаны с обоснованными тенденциями. Они будут заключаться в ориентации на более узкие специализации, интеграции с другими отраслями деятельности, что позволит получить еще более глубокие знания для решения существующих проблем.
Статья подготовлена для конференции молодых ученых МГУКИ 2007 года Авторы: Тарантасова Василиса, Дубова Анастасия студентки факультета МИСИТ, специальности "Прикладная информатика (в менеджменте)", специализации "Технологии информационной аналитики" Научный руководитель: Сладкова О.Б.
|