Вторник, 17.12.2024, 07:38

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 49
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » Все

    Дубова А., Тарантасова В. Фильчукова Е. "Профессионально-ориентированная аналитика в сфере информационных технологий"
    [ Скачать с сервера (51.0 Kb) ] 11.01.2009, 14:14

        В связи с глобальной информатизацией современного общества всё сложнее становится ориентироваться в огромном  потоке информации, поступающем извне. Это влечёт за собой проблему принятия правильных решений. И, соответственно, существенно тормозит развитие видов деятельности и общества в целом. Чтобы разобраться в этом глобальном потоке информации, необходимо её проанализировать и выбрать необходимую. Это и послужило причиной появления аналитики как отдельного вида деятельности.

        Современная аналитика охватывает все виды социальной жизни, сопровождает  социальное управление при принятии ответственных решений, способствует поддержанию международной, политической и экономической безопасности. Вместе с тем, существует аналитическая деятельность национального хозяйства, включающая в себя множество отраслей – такую аналитику называют профессионально ориентированной.

        XXI век назван веком информационных технологий. Действительно, в современном мире информационные технологии применимы во всех сферах жизнедеятельности общества. Именно потому IT аналитика очень важна.

    В эпоху информационных инноваций, проекты, относящиеся к компьютерной технике и информационным продуктам, имеют  не только технологическую ценность, но и меняют социальную жизнь, поэтому  необходимы аналитические исследования IT технологий - чтобы обеспечить принятие грамотных решений.

       Данный вид аналитической деятельности условно можно разделить на аналитику внедрения новых технологий, аналитику рынка, аналитику корпоративных технологий, и аналитику социальных прогнозов в данной сфере. В реальных же условиях эти четыре «жанра» перемешаны и интегрированы друг в друга.

    Чтобы лучше понять структуру профессионально-ориентированной аналитики в сфере информационных технологий необходимо рассмотреть каждый её аспект в отдельности.

              Аналитика  исследования и внедрения новых технологий – это базовая аналитика в этой сфере, так как с этих разработок начинается жизненный цикл всех новых изобретений и разработок в сфере IT. Основная задача этого вида IT аналитики в том, чтобы  определить наиболее перспективные направления развития современных технологий и степень их необходимости в современном обществе. Данная проблема весьма остро стоит в современном мире, затрагивая интересы широкой аудитории: от простого пользователя до высоких должностных лиц.

        Суть этого вида аналитики состоит в том, чтобы определить, насколько перспективна та или иная разработка, и определить степень её инновационности, а также возможные сферы её применения. Аналитики, занятые данной деятельностью, нередко приходят к решениям, имеющим, зачастую, исключительно коммерческий характер. 

    Круг лиц, напрямую заинтересованных в этом виде аналитики, можно разделить на четыре звена.

        Простые потребители (в эту группу отнесём так же продвинутых пользователей) – это люди, не имеющие специального образования или профессионального интереса в сфере  IT, желающие приобретать наиболее качественную и перспективную продукцию. Это простые потребители, серьёзно подходящие к вопросу о вложении  собственных  денежных средств в новое приобретение.

        Второе звено – это непосредственно сами разработчики новых технологий. Однако здесь аналитика выступает в большей степени средством контроля и слежения за конкурентами с целью получения информации о готовящемся продукте. Конкуренция в этой сфере, на данный момент, очень высока, новые идеи появляются быстро, а новинки заполняют рынок с не меньшей скоростью, поэтому разработчикам из различных компаний приходится всё больше и больше задумываться над уровнем функциональности, качества выпускаемого продукта. Тем самым улучшая его характеристики и спрос на него. Отличным примером может послужить эволюция мобильных телефонов. За небольшой срок (около 6 лет), мобильный телефон прошёл большой путь от трубки, по размерам мало отличающейся от современного радио телефона, до маленького, компактного и многофункционального смартфона. Это неплохой пример прогноза развития существовавших на тот момент технических средств, в данном случае мобильных телефонов.

        Третьим звеном назовём IT-менеджеров - лиц, заинтересованных в постоянной осведомлённости о появлении новинок на рынке с точки зрения профессиональной деятельности с целью улучшения условий труда сотрудников компаний, увеличения быстродействия и работоспособности технических средств. Здесь преобладает исследование рынка новых технологий, существующих на данный момент, а также новых продуктов,  готовящихся к выпуску, оценка степени практичности и наилучшего соотношения цены и качества.

        Последняя же группа заинтересованных лиц – это, так называемое, управленческое звено.

    Под этим названием подразумевается лицо, управляющее процессом разработок. То есть руководители различных инженерных групп, от которых зависит принятие решений о разрабатываемых инновациях. Их интерес обоснован и необходим. В этом случае аналитика принимает прогностический и инновационный характер одновременно.

       Технолого-технологический принцип аналитики в сфере IT можно классифицировать по двум направлениям:

    - Разработка новых технологий;

    - Прогноз развития существующих.

        Как упоминалось выше, разработка новых технологий – это разработка принципиально новых решений. Появление совершенно нового продукта или радикальная модернизация уже существующих (как в случае с двуядерными процессорами). Под влиянием уже существующих технологий мир меняется, что приводит к необходимости создания новых технических средств.

        Прогноз развития существующих средств опирается на анализ рынка, поэтому в некоторых работах трудно бывает чётко разграничить аналитику новых технологий от аналитики рынка IT.  Это  позволяет понять, какой товар на данный момент пользуется спросом, и какой продукт будет популярен в будущем. Анализируя потребности человека и его стремление к чему-либо, проводя социальный мониторинг и последующую обработку статистических данных, аналитики могут рисовать определённые картины развития того или иного направления в будущем, его успешность или, наоборот, безнадёжность.

        Однако в реальных же условиях существования и  применения аналитической деятельности в инженерно-технической сфере, оба этих направления связаны. Одно порой вынуждает заниматься другим, и обратно. Бывает и так, что, модернизируя один продукт, вдруг появляется идея, ранее не реализованная, но, возможно, успешно может быть внедренная в будущем. Также данный вид IT аналитики занимается прогнозом развития и появления на рынке качественно новых технологий в будующем.

        Пример анализа развития технологий представила американская аналитическая корпорация  «Рэнд». По материалам этого прогноза в ближайшие 15-20 лет намечается:

    - увеличение скорости и снижение цены на вычисления;
    - увеличение полосы пропускания средств телекоммуникаций и, как следствие, появление принципиально новых продуктов (например, совмещающие в себе функции сотовых телефонов и переносных информационных менеджеров) и услуг;
    - появление универсальных возможностей подключения любых устройств для создания локальных сетей;
    - широкое развитие домашних сетей, объединяющих бытовую электронику; 
    - конвергенция различных приложений на базе протоколов Интернета;
    -  появление оптических линий связи и коммутаторов, позволяющих достичь пропускной способности в несколько тысяч гигабитов в секунду; и многое другое.*

              Следующим этапом в IT-аналитике является анализ рынка информационной индустрии, который, в свою очередь, делится на три компонента: рынок оборудования или технического оснащения; рынок программных продуктов и рынок услуг по их сопровождению. В этих трех областях маркетинговые ситуации отражаются и исследуются по своей схеме, но тесно связаны. Среди этих направлений в российской IT-аналитике недостаточно развито исследование рынка информационных ресурсов. Это объясняется традиционным  взглядом на IT исключительно с технической стороны. Технократический подход к IT-бизнесу нередко приводит к недооценке генерации и распространения информационных ресурсов, которые занимают важное место. В связи с этим можно прогнозировать, что рынок информационных ресурсов также вызовет к жизни собственную аналитику. IT-рынок – осязаемое и неосязаемое торговое пространство, подчиняющееся основным законам и приемам маркетинга, за основу которого принято функционирование компонентов и служб в информационных системах.

        Рынок Информационных технологий сейчас достаточно насыщен, а это является главной причиной того, почему так необходима аналитика в этой сфере. Ведь возникает проблема выбора, а с каждым днем сделать его все труднее и труднее из-за обилия различных мнений, рекламы и собственно продуктов. Уже давно нельзя ориентироваться на старый принцип, когда о качестве судили по цене. Сейчас важно сделать рациональный выбор, чтобы цена и качество максимально сопоставлялись между собой. Для этого эксперты постоянно проводят независимые тестирования продукции. На практике аналитики IT-рынка уже выработали стандарты и алгоритмы для проведения аналитической работы; определили критерии исследования.

        Сведя полученные результаты в удобно представленный аналитический релиз, аналитик окажет существенную помощь потенциальному покупателю. Для проведения профессионального аналитического  исследования аналитику необходимо иметь или получить качественные сведения обо всех процессах  и событиях в сфере IT. Поскольку к компетенции профессионального аналитика предъявляются очень серьезные требования, то конкретные аналитические исследования проводятся дифференцированно: можно выделить несколько тематических направлений в аналитике рынка IT.

        Первое направление – рынок технического оснащения, который состоит из устройств, помогающих сделать коммуникационную систему более удобной, надежной, безопасной и развитой. Сами технические компоненты призваны обеспечивать связь на физическом, инженерном уровне. Рынок технических компонентов – это совокупность средств информационно-технического обмена, взаимодействующих под влиянием таких маркетинговых факторов, как конкуренция, ценообразование, продвижение товаров (рекламная функция) и процесса товародвижения. Главной задачей аналитики рынка ТО является получение подготовленного решения из исходной информации о совокупности товаров и способов их экономического взаимодействия. Такое решение сопровождается появлением нового знания об объекте маркетингового и технического исследования.

        Данные принципы относятся не только к рынку оборудования, однако скорее именно этот рынок будет диктовать условия процесса позиционирования на рынках программного обеспечения и услуг.

        Анализ рынка технического оснащения имеет много общего с анализом рынка программного обеспечения. Разница состоит не в технологическом аспекте самой аналитики, а во внутренней составляющей рынков. Даже в целевом назначении анализа рынков разница не столь велика: и в том и в ином случае потребитель получает важную информацию и о цене, качестве и других интересующих параметрах продукта. Примером проведения подобной аналитики является такое немаловажное явление на рынке IT, как актуальность цены. То, что сегодня стоит баснословных денег, завтра резко упадет в цене. Такая тенденция давно известна, поэтому, проанализировав её, можно точно высчитать нужное время покупки, найти тот временной период, когда продукт еще не будет устаревшим, но и цена снизится до разумного предела.

        Самое сложное – это проанализировать рынок IT услуг, ведь здесь играет огромную роль социальный и психологический фактор. Вести рейтинг специалистов самостоятельно – занятие очень субъективное, ведь деятельность человека, в отличие от работы машины и программы, - это очень гибкая и непростая система.

        В наше время  очень сложно обойтись без специалистов-аналитиков. Анализ рынка – трудоемкое и профессиональное занятие, но оно полезно для покупателей. Наличие противоречивых или недостаточных сведений в общедоступных источниках ставит под угрозу приобретение продукции IT-индустрии. Задача аналитики - минимизация рисков. Таким образом, выводное аналитическое знание позволяет избежать непредвиденных ситуаций и значительно сэкономить средства при обращении к IT-рынку.

              Основной задачей аналитики корпоративных отношений можно считать анализ отношений между корпорациями в сфере информационных технологий и изучение их роли на информационном рынке.

    Аналитика корпоративных отношений является неотъемлемой частью работы любой компании, так как без исследования деятельности корпораций-конкурентов и анализа полученной информации на предмет достоверности, невозможно спланировать успешную деятельность компании и составить точный прогноз дальнейшего развития.

      Корпоративная аналитика выполняет следующие функции:

    - информирует о событиях на корпоративном уровне;

    - анализирует причины и факторы, влияющие на события;

    - прогнозирует следствия на разных уровнях: от персонализации до политики.

    Существование корпоративной аналитики обуславливает ее востребованность определенным кругом лиц, использующих данную ветвь аналитики для принятия различных управленческих решений и ради общей информированности. К их числу относятся:

    IT-менеджеры. Данной категории корпоративная аналитика необходима для принятия наиболее эффективных управленческих решений, заключения выгодных сделок на основании полученной информации, а также для того, чтобы иметь представление о приоритетах информатизационной политики собственной компании, о выборе партнеров для заключения сделок по закупке и поставке информационно-технического продукта.

    Top-менеджеры. На основе полученных аналитических прогнозов они исследуют деятельность компаний-конкурентов с целью выявления из них наиболее перспективных для дальнейшего сотрудничества. А также top-менеджеры используют информацию, полученную посредством аналитики, для ведения наиболее успешной конкурентной борьбы с другими компаниями.

    Пользователи. Большей частью информация, полученная посредством аналитики, интересна «продвинутым» пользователям. За счет полученной информации они следят за рынком информационных технологий и на основе сделанных выводов принимают решения о приобретении товаров того или иного производителя, а также полученная информация используется для усовершенствования профессиональных знаний пользователя.

    В целом же всех потребителей аналитической информации интересуют прогнозы аналитиков. В данном случае прогнозы о слиянии компаний, их разорении, поглощении друг другом и других событиях в жизни различных корпораций.

        Важно отметить, что статья, содержащая даты и перечисления событий, произошедших в жизни корпораций, не может считаться аналитической. Такую статью правильнее назвать хроникой событий, «сплетнями о межличностных отношениях в бизнесе». Настоящая аналитическая статья должна представлять собой именно прогнозы аналитиков в той или иной области (рынок IT, инновации в мире IT и так далее), поскольку прогнозы влияют на отрасль в целом, на производство той или иной продукции, колебание рыночных цен и прочее. Именно поэтому качественная корпоративная аналитика не может не пересекаться с ранее рассмотренными видами IT-аналитики.

        В данной статье была рассмотрена классификация направлений профессионально-ориентированной аналитики в области ИТ по трем аспектам: инженерно-техническому, маркетинговому и корпоративному. Однако ни одна из этих ветвей не имела бы такого значения, не будь она задействована в обществе. Высокими технологиями в настоящий момент пронизано все социальное пространств. Всё это говорит о том, что наш мир постепенно изменяется и причиной этому становится технический и экономический прогресс, который приводит к прогрессу общественному.

        Если общество изменяется в силу технократических факторов, значит, процесс этот можно спрогнозировать и проконтролировать. С развитием Информационных технологий происходит изменение понятия пространства, расстояние становится легко преодолимым для коммуникации, следовательно, контакт со всем миром можно установить за несколько секунд, препятствием этому может служить только языковой барьер. Однако современные  компьютерные технологии позволять решить эту проблему: изобретаются новые, улучшенные версии программ-переводчиков. Как общественное явление, участились случаи международных браков между людьми, познакомившимися через Интернет. Все это приводит к смешению наций и несет за собой социальные последствия.

        Самое сложное – сделать социальные прогнозы об изменении в обществе в связи с  развитием новых компьютерных технологий. Человечество постоянно пытается заглянуть в будущее и сделать подобный прогноз. На данный момент фантастические, на первый взгляд,  технологии  внедряются в жизнь. Видимо, общество действительно постепенно оказывается готово к некой оцифровке. Примером этому может послужить процесс разработки биометрических технологий и его реализация, что с технологической точки зрения вполне доступно в настоящее время, проблема только в масштабах такого явления. Необходимость в таких технологиях – серьезный вопрос, над которым следует задуматься именно сегодня и проанализировать все плюсы и минусы, ведь, по закону амбивалентности, такое удобное социальное нововведение грозит социуму тяжелыми последствиями, связанными с обезличиванием общества.

        Аналитическое прогнозирование в сфере IT  является сложным процессом, но в тоже время очень важен анализ последствий прогнозируемых явлений. Из этого следует, что для успешного управления  многими общественными процессами, в любом государстве необходим свой аналитический центр. К примеру, в США таким аналитическим центром является корпорация «Рэнд»,  специализирующаяся на улучшении политики общества путем исследования и анализа. В свое время её даже назвали «Фабрикой мысли». Отчеты такой корпорации гораздо упростили принятие решений органов высшего управления, а негативные социальные последствия минимализировались. Поэтому постановка вопроса о создании в Российской Федерации подобного аналитического узла остается очень перспективной задачей.
     
    Статья, подготовленная для конференции молодых ученых в 2006 году.
    Авторы: Дубова Анастасия, Тарантасова Василиса, Фильчукова Елена - студентки факультета МИСИТ, специальности "Прикладная информатика (в менеджменте)", специализации "Технологии информационной аналитики". Поступление: 2004.
    Научный руководитель - Сляднева Н.А.
    Категория: Все | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 2339 | Загрузок: 727 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]