По последним данным, количество дневников (блогов), размещенных в интернете, достигло 35,3 млн. И каждые полгода их количество удваивается. Эта мода не обошла стороной и нашу страну. Полмиллиона россиян каждый день добавляют в свои сетевые дневники новые впечатления. Но скоро им придется основательно потесниться. К блогам присматриваются транснациональные компании и спамеры, не желающие упустить лакомый кусочек виртуального пространства. И публиковать свои опусы придется в прямом смысле между рекламными объявлениями.
Мода вести собственный дневник в интернете начала распространяться в России с конца 1999 года. Именно тогда на сайте LiveJournal.com (более известен как "живой журнал", или ЖЖ) появился первый сетевой дневник на русском языке (блог). "Ого, здесь можно писать и по-русски" - примерно с таких слов в России началась эта эпидемия.
Всего за 6 лет в интернете возникло много аналогичных сервисов, не уступающих по популярности "первопроходцу". И сегодня можно говорить о том, что блоги - это новое, но уже вполне сформировавшееся явление. Что и подтверждается статистикой. Согласно недавно опубликованному исследованию аналитиков из компании Technorati, на данный момент существует более 35 млн сетевых дневников, при этом их количество растет в геометрической прогрессии. Россияне тоже активно "болеют" новым развлечением. В российском сегменте интернета насчитывается около 500 тыс. сетевых дневников, а количество записей в них превысило 45 млн. В том же LiveJournal число русскоязычных журналов приближается к 300 тыс., уступая только совсем уже запредельному количеству американских дневников (более 3 млн).
Если еще пару лет назад дневниками баловались достаточно продвинутые и образованные пользователи (нужно было знать английский язык и уметь разбираться в настройках), то сегодня автор сетевого дневника - обычный школьник или студент. Как показывает статистика, больше всего томятся жаждой самовыражения 18-летние недоросли. Ведь писать "в интернет" можно любую ерунду, которая взбредет в голову. Виртуальное пространство, как и бумага, все стерпит. Вот и влечет на страницы сетевых журналов всяческих непризнанных гениев, жаждущих популярности. Правда, как и в жизни, на признание могут рассчитывать только интересные авторы.
И, действительно, авторами и читателями блогов являются не только праздношатающиеся в интернете оболтусы, но и известные журналисты, политики, общественные деятели. В России эта тенденция пока не слишком заметна, а вот на Западе некоторые деловые и политические сетевые дневники успешно конкурируют по популярности с традиционными СМИ. Кстати, для сетевых журналов, получивших наибольший общественный резонанс, даже существует специальная премия - Webby. Выгоду от блогов почуяли и компании - модный формат подачи информации привлекает на их сайты клиентов и позволяет фирме выглядеть в виртуальном пространстве современно.
Между тем недремлющие спамеры и рекламодатели постепенно начинают прибирать сетевые дневники к рукам. Аналитики ожидают, что в течение ближайших 5 лет объем рекламы на таких сайтах будет ежегодно удваиваться. Уже сейчас в англоязычных блогах содержится довольно много рекламы - в основном автомобильных компаний и производителей различной электроники. Кроме того, от 10 до 20% блогосферы занимают спамерские дневники, содержащие наиболее интересные материалы, ворованные у других авторов, вперемешку с рекламой.
Что такое блог
Блог - сетевой дневник одного или нескольких авторов, состоящий из записей в обратном хронологическом порядке. Блог может включать текстовую информацию, изображения, аудио- и видеоматериалы. Совокупность всех сетевых дневников называется блогосферой.
Блоги: за и против
Писатель Алекс Экслер: - Блоги - крайне интересное и полезное явление в интернете, поэтому они и развиваются взрывообразно. Изначально они служили для обмена интересными ссылками. Таких много и до сих пор. Вторая ипостась сетевых журналов - личный дневник, в котором люди высказывают свои впечатления, чтобы кто-то их прочитал.
Еще блоги могут служить площадкой для обнародования литературных произведений, хотя и не очень для этого подходят. И наконец, блог - это альтернативный источник информации. Вспомнить хотя бы ураган в США или события во Франции. Всегда найдется человек, который поделится тем, что он видит вокруг. И эти наблюдения зачастую ценнее и интереснее официальной информации.
Пользователь одного из форумов:
- У меня был опыт с ЖЖ. Пока не наберешь 1000 "друзей", система не может дать ответы на простые вопросы: какую машину или микроволновку купить, где интересный бар с блюзами и т.д. О серьезных вещах - вроде поиска работы - я вообще молчу. Если хочешь самовыражаться, то ЖЖ - интересная вещь. А если нужна информация, стоит обращаться в специализированные места или к знающим людям.