П Р О Е К Т
«Аналитики всех сфер – соединяйтесь!»
Современный человек одинок в неравной борьбе с информационным потоком, обрушивающимся на него. Агрессивные, льстивые, вкрадчивые, нарочито высокоумные, пугающие, многообещающие, таинственные, изобличающие, злобные, восторженные и т.п. информационные сообщения стучатся в его внутренний мир, требуют внимания, сопереживания и немедленного действия: покупай, голосуй, присоединяйся, возмущайся, ликуй, борись, смирись - и т.д., и т.п. по всему спектру эмоций и кому-то выгодных социальных реакций. Игнорировать эти голоса невозможно. За ними реальный мир, в котором мы живем, строим свои планы, действуем. Но и разобраться в этой какофонии, выделить значимое, то, чему можно верить и чему нельзя, отделить зерна от плевел, правду от лжи, определить целевую дезинформацию, изощренные манипулятивные приемы современных социальных технологов рядовой человек, как правило, не в состоянии. Десятилетия противостояния партийно-правительственной идеологической системы советского времени и широкой публики позволило выработать некие приемы понимания и дешифровки подлинных смыслов и фигур умолчания в официальных сообщениях, пропагандистских текстах и т.п. «Кухонная» любительская аналитика шестидесятников – большое достижение отечественной культуры, но ее приемы были эффективны в свое время, когда на информационном поле нашего отчества играли всего два игрока – государство и советский народ. Первый ход всегда делало государство (партия), но его логика была предсказуема. В наши дни вступить в эту игру может каждый. Для этого имеется все необходимое: социальные условия (многопартийность, рынок, отмена цензуры, плюрализм), технические возможности (разнообразие СМИ, доступность средств тиражирования и трансляции информации, Интернет и т.п.), интеллектуальные и технологические ресурсы (появление корпуса профессиональных социальных технологов- специалистов по формированию общественного мнения и манипулирования им). Поэтому появилась возможность целевой трансляции в информационное пространство искаженной информации о реальных событиях либо полностью виртуальных феноменов, созданных путем сознательных дезинформаций, ньюсмейкерских акций, просчитанных социальными технологами во имя получения заданной реакции адресата. Такие полновиртуальные объекты, не имеющие аналога в реальности, как правило, оснащаются создателями всеми убедительными приметами, документирующими их подлинность и достоверность, событие кажется происходящим сейчас и здесь. Наиболее изощренные технологии, применяемые в играх за высокие ставки (политическая, экономическая конкуренция, информационные войны), меняют привычную последовательность технологических операций, разработанную многовековой практикой массмедиа (событие – сообщение). Манипулятивные дезинформационные технологии действуют от обратного: вслед за вброшенными в информационную среду ложными сообщениями инициируются в той или иной мере подтверждающие их реальные события. Такие приемы срабатывают не только против неискушенного обывателя (носителя общественного мнения), но и против специалистов. Социальная почва, на которой произрастают заказчики подобных информационных кампаний, в нашем отечестве хорошо унавожена. Государственные структуры, политические партии и движения, отечественный и зарубежный бизнес, идеологи и ловцы душ всех мастей – таков далеко не полный перечень всех игроков, сталкивающихся на виртуальном игровом поле в борьбе за мысли, чувства и действия рядового гражданина. Как же быть нашему герою в ситуации, когда его личностное информационное поле является территорией не прекращающихся информационных битв за его бессмертную душу в качестве военной добычи между самыми различными социально-политическими силами, когда он сам не в состоянии противится этой борьбе (ее угрозам, а порой и соблазнам), а гражданское общество, призванное защитить, еще недостаточно структурировано, организовано и т.п.? Очевидно, что рядовые граждане с точки зрения информационной безопасности должны быть отнесены к группе повышенного риска. Снижение риска – в формировании высокой информационной культуры и ее интеллектуального ядра – информацинно-аналитической культуры личности. Теория и практика информационной культуры такого типа практически не разработаны, способы ее внедрения и каналы распространения не определены. Однако очевидно, что создание принципиально новых и эффективных массовых эвристик в области прикладной житейской аналитики – условие выживания россиян. Инновационность действий, повышенный креатив социальных технологов, стремящихся манипулировать обществом, требует адекватного симметричного ответа от их жертв. Готовы ли в массе россияне к такой интенсивной интеллектуальной борьбе за информационную свободу, безопасность и право на самостоятельный анализ социальной семантики и возможность создания и реализации объективных социальных стратагем? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Информационная культура российского общества неоднородна. Соответствующая государственная политика отсутствует. В обществе, в котором интересы государства и гражданского общества гармонизированы, информационно-аналитическая культура рядового гражданина – это проблема эффективности государственной политики, управления, это формирование сознательного социального партнера. Таковой может быть востребован властью,заинтересованной во взаимодействии, в формировании креатива. Не секрет, что современные российские политическая элита и слой чиновников не заинтересованы в этом (причем, и сами не обладают таковой культурой). Это обоюдоострая проблема, органично увязанная с проблемой национального достоинства отечественной внешней и внутренней политики, конструктивного диалога власть-гражданское общество. Вечный российский вопрос: что делать? Можно писать научные статьи, проводить научные конференции об информационных угрозах, о тлетворном влиянии на общество информационных войн, сочинять проекты кодексов чести социальных технологов всех мастей. Это тоже способ противостояния негативным тенденциям в информационной сфере. Альтернатива – реализация практических проектов противостояния данному негативу. В философии некоторых систем единоборств есть правило, гласящее, что для победы над нападающим противником наиболее эффективно использовать в свою пользу энергетику, траекторию и технику его удара. В нашем случае это означает применить против черных технологий технологизацию противодействия, разработку технологий сопротивления манипулятивным воздействиям. Существует деловая эвристика, которая гласит: если мы не в состоянии изменить реальность, то нужно изменить отношение к ней. Если мы не можем создать идеальную и дружественную для рядового человека информационную среду, если она стала плацдармом войн, конфронтаций, агрессивных манипулятивных технологий, то необходимо научить человека быть не жертвой, не информационно виктимной личностью с менталитетом загипнотизированного калейдоскопом информационного беснования кролика, а субъектом активного и осознанного поведения, способным осуществлять контроль над информационной ситуацией в рамках сферы своей социальной жизнедеятельности. Эволюционное развитие, самостоятельная выработка аналитической культуры различными группами населения – процесс длительный, недостаточно эффективный. Необходима система обучения аналитическим методам оперирования информацией, своего рода школа информационного выживания, новая парадигма воспитания Homo informaticus –человека информационного общества, для которого владение информационно-аналитическими технологиями явится базовой стратагемой информационно безопасного социального поведения. Нужны школа и опыт любительской бытовой аналитики, демонстрация новых методов верификации информационного плана, в основе которых - новая философия информационного поведения и новые технологии восприятия и анализа информационных сообщений, адресованных личности. По аналогии можно прибегнуть к примерам из сферы социальной и личностной безопасности. К решению проблем просвещения и обучения широкой публики в этой области, оказания реальной консалтинговой помощи и поддержки в острых личностных ситуациях, столь актуальным в современных российских условиях, реально подключились муниципальные власти, специалисты спецслужб, как актуально действующие, так и преимущественно ушедшие в отставку, в бизнес, специалисты – психологи, социальные педагоги, журналисты и другие официальные и неофициальные структуры. В результате при всей слабости отечественной системы обеспечения социальной безопасности появились издания (популярные книги, журналы и справочники), сайты в Интернет, школы и курсы выживания, горячие линии и т.п. Нечто подобное необходимо в сфере формирования современной информационно-аналитической культуры российской публики. Главная болевая точка в этой проблеме – выявление заинтересованных специалистов и организаций, которые проявили бы инициативу и приняли бы ответственность за консолидацию всех тех, кто осознает важность и своевременность поставленной цели, располагает экспертным знанием в сфере технологий верификации информационных сообщений, информационной аналитики. Процесс создания Школы житейской аналитики в первом приближении должен включать следующие этапы: формирования корпуса экспертов и организаторов (профессиональных аналитиков, информационных специалистов, психологов, журналистов, социологов, преподавателей и т.п.), разработка и издание популярных книг, учебных пособий, описаний методик анализа информации, организация системы интеллектуальных коммуникаций ( сайты в Интернет, горячие линии, чаты, научные конференции, интернет-журналы по проблеме), необходимые для обмена экспертными знаниями и прямого аналитического консалтинга для публики, создание дистанционных и традиционных курсов обучения аналитике как непосредственно для публики, так и для подготовки преподавателей информационной культуры в школе и вузах. Организационную и концептуальную инициативу объявляет факультет менеджмента и социально-информационных технологий (МИСИТ) Московского государственного университета культуры и искусств, предоставляя в распоряжение проекта интеллектуальные и исполнительские ресурсы коллектива преподавателей, аспирантов и студентов МИСИТ, Интернет-сайт факультета, организационную базу в виде Лаборатории профконсалтинга факультета, трибуну для обмена мнениями, обсуждения проекта и его последующих этапов в виде постоянно действующей интернет-конференции, учебную базу. Приглашаем всех заинтересованных к обсуждению проекта и участию в нем. Контакты:
570-52-52 т/ф
|