Суббота, 20.04.2024, 03:53

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Социальные эксперименты [3]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 48
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Социальные эксперименты

    Школа Житейской Аналитики
     П Р О Е К Т
     
    «Аналитики всех сфер – соединяйтесь!»
     
    Современный человек одинок в неравной борьбе с информационным потоком, обрушивающимся на него. Агрессивные, льстивые, вкрадчивые, нарочито высокоумные, пугающие, многообещающие, таинственные, изобличающие, злобные, восторженные и т.п. информационные сообщения стучатся в его внутренний мир, требуют внимания, сопереживания и немедленного действия: покупай,  голосуй, присоединяйся,  возмущайся, ликуй, борись, смирись -  и т.д., и т.п. по всему спектру эмоций и кому-то выгодных социальных реакций.
    Игнорировать эти голоса невозможно. За ними реальный мир, в котором мы живем, строим свои планы, действуем. Но и разобраться в этой какофонии, выделить значимое, то, чему можно верить и чему нельзя, отделить зерна от плевел, правду от лжи, определить целевую дезинформацию, изощренные манипулятивные приемы современных социальных технологов рядовой человек, как правило, не в состоянии.
    Десятилетия противостояния партийно-правительственной идеологической системы советского времени и широкой публики позволило выработать некие приемы понимания и дешифровки подлинных смыслов и фигур умолчания в официальных сообщениях, пропагандистских текстах и т.п.  «Кухонная»  любительская  аналитика шестидесятников – большое достижение отечественной культуры, но ее приемы были эффективны в свое время, когда на информационном поле нашего отчества играли всего два игрока – государство и советский народ. Первый ход всегда делало государство (партия), но его логика была предсказуема.
    В наши дни вступить в эту игру может каждый. Для этого имеется  все необходимое: социальные условия (многопартийность, рынок, отмена  цензуры, плюрализм), технические возможности (разнообразие СМИ, доступность средств тиражирования и трансляции информации, Интернет и т.п.), интеллектуальные и технологические ресурсы (появление корпуса профессиональных социальных технологов- специалистов по формированию общественного мнения и манипулирования им).
    Поэтому появилась возможность  целевой трансляции  в информационное пространство  искаженной информации о реальных событиях либо полностью виртуальных феноменов, созданных путем сознательных дезинформаций,  ньюсмейкерских акций, просчитанных  социальными технологами во имя получения заданной реакции адресата. Такие полновиртуальные объекты, не имеющие аналога в реальности, как правило, оснащаются создателями всеми  убедительными приметами,  документирующими их подлинность и достоверность, событие кажется происходящим сейчас и здесь.
    Наиболее изощренные технологии, применяемые в играх за высокие ставки (политическая, экономическая конкуренция, информационные войны), меняют привычную последовательность технологических операций, разработанную многовековой практикой массмедиа (событие – сообщение). Манипулятивные дезинформационные  технологии действуют от обратного: вслед за вброшенными в информационную среду ложными сообщениями инициируются  в той или иной мере подтверждающие их реальные события. Такие приемы срабатывают не только против неискушенного обывателя (носителя общественного мнения), но и против специалистов.
    Социальная почва, на которой произрастают заказчики подобных информационных кампаний, в нашем отечестве хорошо унавожена. Государственные структуры, политические  партии  и движения, отечественный и зарубежный бизнес, идеологи  и ловцы душ всех мастей – таков далеко не полный перечень всех игроков, сталкивающихся  на виртуальном игровом поле в борьбе за мысли,  чувства и действия рядового гражданина.
    Как же быть нашему герою в ситуации, когда его личностное информационное поле является территорией не прекращающихся информационных битв за его бессмертную душу в качестве военной добычи между самыми различными социально-политическими силами, когда он сам не в состоянии противится этой борьбе (ее угрозам, а порой и соблазнам), а гражданское общество, призванное защитить, еще недостаточно структурировано, организовано и т.п.?
    Очевидно, что рядовые граждане с точки зрения  информационной безопасности должны быть отнесены к группе  повышенного риска. Снижение риска – в формировании высокой информационной культуры и ее интеллектуального ядра – информацинно-аналитической культуры личности. Теория и практика информационной культуры такого типа практически не разработаны, способы  ее внедрения  и  каналы распространения не определены. Однако очевидно, что создание  принципиально новых и эффективных массовых эвристик в области прикладной житейской аналитики – условие выживания россиян. Инновационность действий,  повышенный креатив социальных технологов, стремящихся манипулировать обществом, требует  адекватного симметричного ответа от их жертв. Готовы ли в массе россияне к такой интенсивной интеллектуальной борьбе за информационную свободу, безопасность и право на самостоятельный  анализ социальной  семантики и  возможность создания и реализации объективных социальных стратагем?
    Однозначного ответа на этот вопрос нет. Информационная культура российского общества неоднородна. Соответствующая  государственная политика отсутствует. В обществе, в котором интересы государства и гражданского общества гармонизированы, информационно-аналитическая культура рядового гражданина – это проблема эффективности государственной  политики, управления, это формирование сознательного социального партнера. Таковой может быть востребован властью,заинтересованной  во взаимодействии, в формировании креатива. Не секрет, что современные российские политическая элита и слой чиновников не заинтересованы в этом (причем, и сами не обладают таковой культурой). Это обоюдоострая проблема, органично увязанная с проблемой национального достоинства отечественной внешней и внутренней политики, конструктивного диалога власть-гражданское общество.
    Вечный российский вопрос: что делать? Можно писать научные статьи,  проводить научные конференции об информационных угрозах, о тлетворном влиянии на общество информационных войн, сочинять проекты  кодексов чести  социальных технологов всех мастей. Это тоже способ противостояния  негативным  тенденциям в информационной сфере.
    Альтернатива – реализация  практических проектов противостояния  данному негативу. В философии некоторых систем единоборств  есть  правило, гласящее, что для победы над нападающим противником наиболее эффективно использовать в свою пользу энергетику, траекторию и технику его удара.  В нашем случае это означает применить против черных технологий  технологизацию  противодействия, разработку технологий сопротивления манипулятивным воздействиям.
    Существует деловая эвристика, которая  гласит: если мы не в состоянии изменить реальность, то нужно изменить отношение к ней. Если мы не можем создать идеальную и дружественную для рядового человека информационную среду, если она стала плацдармом войн, конфронтаций, агрессивных манипулятивных технологий, то необходимо научить человека  быть не жертвой, не информационно виктимной личностью с менталитетом загипнотизированного калейдоскопом информационного беснования кролика, а субъектом активного и осознанного поведения, способным осуществлять контроль над информационной  ситуацией в рамках  сферы своей социальной жизнедеятельности.
    Эволюционное  развитие, самостоятельная выработка аналитической культуры различными группами населения – процесс длительный, недостаточно эффективный. Необходима система обучения аналитическим методам оперирования информацией, своего рода школа информационного выживания, новая парадигма воспитания Homo informaticus –человека информационного общества, для которого владение  информационно-аналитическими технологиями явится базовой стратагемой  информационно безопасного социального поведения. Нужны школа и опыт любительской бытовой аналитики, демонстрация новых методов верификации информационного  плана, в основе которых - новая философия информационного  поведения и новые технологии восприятия и анализа информационных сообщений, адресованных личности.
    По аналогии можно прибегнуть к примерам из сферы социальной и личностной безопасности.  К решению проблем просвещения и обучения широкой публики в этой области, оказания реальной консалтинговой помощи и поддержки в острых личностных ситуациях, столь актуальным  в современных российских условиях, реально подключились муниципальные власти, специалисты спецслужб, как актуально действующие, так и преимущественно ушедшие в отставку, в бизнес, специалисты – психологи, социальные педагоги, журналисты и другие официальные и неофициальные структуры. В результате  при всей слабости отечественной системы обеспечения социальной безопасности появились издания  (популярные книги, журналы и справочники), сайты в Интернет, школы и курсы выживания, горячие  линии и т.п.              
    Нечто подобное необходимо в сфере формирования современной информационно-аналитической культуры российской публики.  Главная болевая точка  в этой проблеме – выявление заинтересованных специалистов и организаций, которые  проявили бы инициативу  и приняли бы ответственность  за  консолидацию всех тех, кто осознает важность и своевременность поставленной цели, располагает экспертным знанием в сфере технологий верификации информационных сообщений, информационной  аналитики.
    Процесс  создания Школы житейской  аналитики  в первом приближении должен включать следующие  этапы:
    формирования корпуса экспертов  и организаторов (профессиональных аналитиков, информационных специалистов, психологов, журналистов, социологов, преподавателей и т.п.),
    разработка и издание популярных книг, учебных пособий, описаний методик анализа информации,
    организация  системы интеллектуальных коммуникаций ( сайты в Интернет, горячие линии, чаты, научные конференции, интернет-журналы по проблеме), необходимые для обмена экспертными знаниями и прямого аналитического консалтинга для публики,
    создание   дистанционных и традиционных курсов обучения  аналитике как непосредственно для  публики, так и для  подготовки преподавателей информационной культуры в школе и вузах.
    Организационную  и концептуальную инициативу  объявляет факультет менеджмента и социально-информационных технологий  (МИСИТ) Московского государственного университета культуры и   искусств, предоставляя в распоряжение проекта интеллектуальные и исполнительские ресурсы коллектива преподавателей, аспирантов и студентов МИСИТ, Интернет-сайт  факультета, организационную базу в виде  Лаборатории профконсалтинга факультета, трибуну для обмена мнениями, обсуждения проекта и его последующих этапов в виде постоянно действующей интернет-конференции, учебную базу.
               Приглашаем всех заинтересованных к обсуждению проекта и участию в нем.
               Контакты:
    570-52-52 т/ф
    570-52-66
    misit@telecom.sins.ru
    Контактное лицо Сляднева Наталия Андриановна
    Категория: Социальные эксперименты | Добавил: Vasilisa (13.06.2009) | Автор: Сляднева Наталия Андриановна
    Просмотров: 868 | Теги: информационно-аналитическая деятель, школа аналитики | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]