Пятница, 19.04.2024, 12:06

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Философия информатизации: проблемы методологии и эпистемологии [3]
Социальная информатизация: соц-ная динамика и эволюция социального управления в информационном об-ве [10]
Культурология информатизации: генезис современ. прогнозирования [6]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 48
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Социология и культурология информационного обществ » Социальная информатизация: соц-ная динамика и эволюция социального управления в информационном об-ве

    Тарасевич А. "Социальный креатив и его развитие в виртуальном пространстве."
    [ Скачать с сервера (54.0 Kb) ] 11.01.2009, 00:21
    Во все времена креатив является отражением социального настроения общества, более того социальный креатив выполняет не только функции «зеркала» состояния общества, но и жизненно необходим для его поступательного развития. Социальные системы, режимы, ограничивающие свободу творческих проявлений личности, препятствующие формированию институтов гражданского общества, неизбежно впадают в состояние застоя, стагнации, теряют темпы, что приближает системные кризисы и социальные конфликты.
    Те же социальные системы, которые благоприятны для социального творчества, для порождения новых форм социальной активности, обладают большим потенциалом прогрессивного развития, выигрывают в темах и качестве своих достижений.
     В любом обществе и в любую эпоху возможно деление людей на три категории по творческой активности: конформисты (нетворческие люди, адаптирующиеся к общепринятым социальным отношениям, идущие по течению), «полу-конформисты» (потенциальные творцы, но не решающиеся создавать социально значимое творчество, проявлять свою самобытность, особенно при неблагоприятном социальном климате) и пассионарии (по теории Л. Н. Гумилева - люди, творящие всегда, в любой обстановке, способные активно противостоять социальным условиям). 
      Очевидно, что в обществе, толерантном к многообразию социальных инициатив, имеют шанс проявить себя, изменить социальный дизайн не только третья, но и вторая категория граждан. Наше время дает уникальный шанс представителям всех трех категорий. Речь идет о виртуальной реальности как пространстве для социального и иных форм творчества, в котором, даже не будучи в состоянии создать принципиально новый проект, человек имеет множество шансов скопировать предлагаемые сценарии, присоединиться к Интернет – коммъюнити, стать соучастником акций.
    За последнее десятилетие российское общество претерпело множество изменений. Как политические, так и общественные институты трансформировались под влиянием нового – демократического – строя. Свобода выбора и слова отразились на всех сферах жизни российских граждан. Вкупе с этим технический прогресс и персонализация компьютеров и компьютерных технологий дали безграничные возможности для личностного развития и творчества. Публичное самовыражение стало не только законодательно разрешено, но и начало распространяться с ошеломительной быстротой в виртуальном пространстве. Посредством Интернет были сняты временные и пространственные барьеры, что позволило стереть привычные границы, в прошлом лимитирующие распространение информации, межличностную коммуникацию и творчество.
      Виртуальное пространство стало не только благоприятной, комфортной средой для творчества, но и своего рода испытательным полигоном, полем для социальной реализации индивидуума. Моделируя ситуации и эпохи, способы и темы для общения, совместные акции и формируя неформальные сообщества, человек может примерять на себя не только абстрактные образы (средневековый рыцарь, мотогонщик, капитан космического судна), но и полноценно обретать новые социальные статусы и роли, которые не доступны ему в реальной жизни (любимец женщин, авторитетный музыкальный критик, сценарист и т.д.).
    Неограниченный простор для творчества в виртуальном пространстве стал притягательным для самореализации современной молодежи. Противоречие между стремлением к известности, к освоению нового, контактам с аудиторией, попытками самовыражения, активной социализацией, с одной стороны, и ограничением социальных статусов молодежи в реальной жизни, трудностями и социальными барьерами в реализации собственного креатива – стало основополагающей причиной возникновения многих форм виртуального социального взаимодействия.
    С учетом специфики творчества в виртуальном и реальном пространствах формы социального креатива могут быть объединены в три базовые группы:
    1. Контентная форма. Наиболее очевидная форма, состоящая в генерации социальных текстов, в публикации своих мыслей, чувств, впечатлений в виртуале, который является безграничным и многообразным информационным пространством (ресурсом).
    2. Коммуникативная форма. Эта форма также органично адекватна возможностям виртуального пространства, которое по определению является особой социально – коммуникативной средой. Общение без границ, временных, социальных барьеров дает мощный толчок многим вида социального креатива.
    3. Социально – деятельностная форма. Это наиболее интегральный вид социального творчества, предполагающий переход к реальным социальным взаимодействиям, проектам, позволяющий использовать обе составляющие современной реальности (виртуал и реал).
    Конкретные формы такого креатива весьма разнообразны, нередко можно наблюдать переходные стадии, более того, эта классификационная триада может рассматриваться и как стадии эволюции той или иной креативной формы.
    Одним из видов проявления социальной активности и самореализации в Интернете является ведение блога (сетевой дневник). В электронной энциклопедии Википедия (http://ru.wikipedia.org/) блог имеет следующее определение: «Блог — это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости <…> Обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором».
    Пожалуй, на сегодняшний день одним из самых известных блогов является LiveJournal (Живой журнал - www.livejournal.com). В соответствии с выбранной классификацией форм социального креатива можно на его примере проиллюстрировать эволюцию развития социального взаимодействия в виртуальном пространстве. Стоит оговориться, что ни одна из форм не представлена в «чистом» виде, как правило, некоторые признаки одной из форм присущи и другой.
    Контентные блоги. Группа журналов контентной формы наиболее многочисленна, к ней можно отнести как личные страницы пользователей (где число читателей, как правило, ограничено кругом знакомых блоггера), так и сообщества, где представлена информация определенной тематики – коммъюнити. Примером может служить российское сообщество поклонников комиксов о Нэми (http://community.livejournal.com/ru_nemi/), или сообщество пользователей, желающих поделиться афоризмами (http://community.livejournal.com/aforism/ ).
    Коммуникативная форма. К данной форме относятся различные сообщества блоггеров и их активных читателей, на этих сайтах представлен не только контент, но и идет его активное обсуждение среди участников, обмен интересующей участников информацией и т.д. В качестве примера стоит назвать российское сообщество людей, занимающихся PR-деятельностью (http://community.livejournal.com/ru_pr/ - Russian PR community), где пользователи обмениваются опытом, ищут и предлагают вакансии по трудоустройству, советуют специализированную литературу, обсуждают решения каких-либо проблем.
    Социально – деятельностная форма. Это сообщества, активно пропагандирующие какие-либо идеи и предлагающие организованные акции уже вне виртуального пространства. Такие блоги можно рассматривать как новую форму социального проектирования, социальной инженерии. Один из примеров http://community.livejournal.com/zelenograd/ - Живой Зеленоград

    В рамках данного сообщества общаются люди, живущие в городе Зеленограде. Они обсуждают диапазон вопросов от культуры до политики; а так же вопросы купли-продажи, поиска вакансий, отдых. Не редко участники сообщества объединяются для организации совместных мероприятий. Например, летом 2007 года была проведена акция, в ходе которой участники украсили и разрисовали один из вагонов электрички Москва-Тверь и всю дорого развлекали пассажиров песнями под различные экзотические инструменты. В сентябре 2007 года в лесу «на болотах» рядом с институтом МИЭТ участники коммъюнити собрали жителей Зеленограда всех возрастов для активного отдыха: проведения конкурсов, песен, танцев и т.д.
    Таким образом, ведение сетевых дневников дает любому возможность полноценной самореализации. Через коммуникацию, массовое представление собственного креатива пользователь обретает более высокий социальный статус в виртуальном пространстве, которого, возможно, у него нет в реальной жизни. Наряду с развлекательными, любительскими и другими политически нейтральными жанрами блогов, начинают формироваться объединения блоггеров политизированной, оппозиционной направленности. Например, сообщество «Оборона» (http://community.livejournal.com/ru_oborona/), участники которого определяют свои цели следующим образом: «Мы боремся ненасильственным путем с авторитарным режимом во имя торжества свободы, правды и демократии». Другой пример - сообщество «Хватит Путина» (http://community.livejournal.com/no_more_putin/), которое «создано для обмена идеями и координации деятельности, направленной на отстранение от власти любыми законными средствами г-на Путина и всего политического уклада, фронтменом которого он является». Данные тенденции говорят о том, что социально – преобразующий, социально – креативный потенциал данного типа Интернет – коммъюнити очевиден. Именно поэтому его уже успели оценить и активно использовать в своих целях различные политические силы. Нельзя исключить и возможности создания объединений явной или замаскированной девиантной направленности.
    В свою очередь для властных структур и сфер, где активно используются социально-информационные технологии (маркетинг, PR, политические технологии и пр.), виртуальное пространство становится безграничной сферой влияния. А так же источником необходимой информации для принятия управленческих решений. Этим объясняется актуальность мониторинга и всесторонней аналитики Интернет - креатива, как отражения социальной среды Российской Федерации. Подобные исследования дают основу для укрепления диалога Власть-Общество, повышения информационной прозрачности органов государственного регулирования, и служить базой ФЦП «Электронная Россия».



    Категория: Социальная информатизация: соц-ная динамика и эволюция социального управления в информационном об-ве | Добавил: Mahaon
    Просмотров: 1479 | Загрузок: 191 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]