Во все времена креатив является отражением социального настроения общества, более того, социальный креатив выполняет не только функции «зеркала» состояния общества, но и жизненно необходим для его поступательного развития. Социальные системы, режимы, ограничивающие свободу творческих проявлений личности, препятствующие формированию институтов гражданского общества, неизбежно впадают в состояние застоя, стагнации, теряют темпы, что приближает системные кризисы и социальные конфликты. Те же социальные системы, которые благоприятны для социального творчества, для порождения новых форм социальной активности, обладают большим потенциалом прогрессивного развития, выигрывают в темпах и качестве своих достижений. В любом обществе и в любую эпоху возможно деление людей на три категории по творческой активности: конформисты (нетворческие люди, адаптирующиеся к общепринятым социальным отношениям, идущие по течению обстоятельств), «полу-конформисты» (потенциальные творцы, но не решающиеся создавать социально значимое творчество, проявлять свою самобытность, особенно при неблагоприятном социальном климате) и пассионарии (по теории Л. Н. Гумилева, люди, творящие всегда, в любой обстановке, способные активно противостоять социальным условиям). Очевидно, что в обществе, толерантном к многообразию социальных инициатив, имеют шанс проявить себя, изменить социальный дизайн не только третья, но и вторая категория граждан. Наше время дает уникальный шанс представителям всех трех категорий. Речь идет о виртуальной реальности как пространстве для социального и иных форм творчества, в котором, даже не будучи в состоянии создать принципиально новый проект, человек имеет множество шансов скопировать предлагаемые сценарии, присоединиться к Интернет – коммъюнити, стать соучастником акций. За последнее десятилетие российское общество претерпело множество изменений. Как политические, так и общественные институты трансформировались под влиянием нового – демократического – строя. Свобода выбора и слова отразились на всех сферах жизни российских граждан. Вкупе с этим технический прогресс и персонализация компьютеров и компьютерных технологий дали безграничные возможности для личностного развития и творчества. Публичное самовыражение стало не только законодательно разрешено, но и начало распространяться с ошеломительной быстротой в виртуальном пространстве. Посредством Интернет были сняты временные и пространственные барьеры, что позволило стереть привычные границы, в прошлом лимитирующие распространение информации, межличностную коммуникацию и творчество. Виртуальное пространство стало не только благоприятной, комфортной средой для творчества, но и своего рода испытательным полигоном, полем для социальной реализации индивидуума. Моделируя ситуации и эпохи, способы и темы для общения, совместные акции и формируя неформальные сообщества, человек может примерять на себя не только абстрактные образы (средневековый рыцарь, мотогонщик, капитан космического судна), но и полноценно обретать новые социальные статусы и роли, которые не доступны ему в реальной жизни (любимец женщин, авторитетный музыкальный критик, сценарист и т.д.). Неограниченный простор для творчества в виртуальном пространстве стал притягательным для самореализации современной молодежи. Противоречие между стремлением к известности, к освоению нового, контактам с аудиторией, попытками самовыражения, активной социализацией, с одной стороны, и ограничением социальных статусов молодежи в реальной жизни, трудностями и социальными барьерами в реализации собственного креатива – стало основополагающей причиной возникновения многих форм виртуального социального взаимодействия. Среди пользователей Интернета самыми активными является молодежь, как правило, это студенты, ищущие возможность и способы самовыражения, через которых они стремятся донести свои мысли и идеи до широкой аудитории. Способы социального творчества молодежи не ограничены условностями реального мира: временные, пространственные, гендерные, возрастные, национальные рамки отсутствуют, что позволяет более свободно вступать во взаимодействие с другими участниками виртуального сообщества. Наиболее распространенными формами социальной коммуникации являются ролевые игры (РИ), форумы, блоги, чаты, флешмобы. РИ – это некие социальные тренажеры, используемые различными социальными институтами (политическими партиями, общественными движениями, формальными и неформальными организациями), когда через искусственную игровую реальность происходят различные взаимодействия и могут решаться конкретные задачи: координирование или делегирование задач, распределение ролей, для оптимального функционирования в предложенных обстоятельствах, проявление лидерства – условно это школа социального бытия и становление социальных отношений. Использование РИ в студенческой среде в общем и в образовании, в частности помогают студентам почувствовать себя действительными участниками процессов, происходящих в реальном мире, в который им предстоит вступить, едва они покинут альма-матер. Сферы применения РИ могут быть самые разнообразные: подготовка предвыборных компаний и политический акций для политтехнологов, создание и планирование структуры и функционирования организации для менеджеров, центры ситуационного анализа для аналитиков, пиар - акции и маркетинговые акции для маркетологов и рекламщиков. Эти виды РИ можно расценивать как деловые игры, ориентированные на проработку профессиональных задач и ситуаций. таких как, например, студенческое самоуправление. студенческий ректорат, где студенты становятся дублерами высших руководителей ВУЗа. Форумы, чаты, блоги – это вид коммуникации в виртуальной среде посредством компьютерных технологий в режиме реального времени, позволяющий его участникам вступать во взаимодействие без какого-либо физического контакта, что дает любому возможность полноценной самореализации. Через коммуникацию, массовое представление собственного креатива пользователь обретает более высокий социальный статус в виртуальном пространстве, которого, возможно, у него нет в реальной жизни. С помощью форумов, блогов и чатов студенты могут общаться не только друг с другом, но и с преподавателями, обсуждать актуальные вопросы и проблемы применительно к ВУЗу и своим специальностям, устраивать виртуальные семинары и дебаты на заданные или волнующие студентов темы. Проводить творческие он-лайн конкурсы, голосования, международные конференции, различные акции среди студенческой молодежи, выходящие за рамки одного ВУЗа. Флешмобы – относительно новое направление социального креатива, это заранее спланированная массовая акция, в которой принимает участие большая группа людей (мобберы) и в течение нескольких минут с серьёзным видом выполняющая заранее оговорённые действия абсурдного характера (сценарий). Участники одного и того же мероприятия могут преследовать самые различные цели: развлечение, протест против строгих моральных устоев общества, почувствовать себя свободным от общественных стереотипов поведения, произведение впечатления на окружающих, самоутверждение, ощущение причастности к общему делу, получить эффект, как от групповой психотерапии. И все это как нельзя лучше характеризует социальную активность молодежи, как наивысший способ самореализации, где бескрайнее поле для творчества, идей и их воплощения в самых немыслимых формах. Очевидно, что специфический «театр абсурда», в котором проводятся «классические» акции флэшмоба, не является непререкаемой догмой. Среди студенческой молодежи можно проводить подобные акции и для вполне конструктивных целей: знакомства, общения с перспективой наиболее продуктивного сотрудничества в будущем – как среди учащихся одного ВУЗа, так и среди студентов разных ВУЗов. Флешмобы всегда актуальны в преддверии крупных праздников и ВУЗовских мероприятий, где может быть задействован любой студент, не зависимо от его специализации, профессиональных интересов, талантов и достижений, ведь именно тут он может раскрыть в себе и окружающих новые возможности для личностного и профессионального развития. Все перечисленные формы социального взаимодействия весьма просты и доступны в настоящее время, что обуславливает повышенный к ним интерес и возможность органичной интеграции не только в повседневную жизнь, но и в процесс обучения. На базе факультета МиСИТ создана лаборатория социально – информационных технологий при кафедре информационно - аналитической деятельности. В настоящее время по плану лаборатории студенческая команда разрабатывает научно - исследовательский проект «Современные формы самоорганизации Интернет – коммъюнити: социально – психологические и социально – педагогические аспекты» Прикладное, практическое значение этого проекта заключается в поиске конкретных способов применения различных форм виртуальных взаимодействий для их экстраполяции в сферу студенческой учебной, общественной и досуговой деятельности. Следующая стадия данного проекта предполагает экспериментальную работу – поиск лидеров, готовых инициировать формирование виртуальных акций, и участников, наблюдение за ходом экспериментов и проведение аналитических исследований эффективности соединения молодежной политики с «продвинутыми» жанрами Интернет – перфоманса.