Пятница, 29.03.2024, 01:39

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 48
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » III Зубовские чтения

    Интеллектуальные методики как составляющая информационной культуры специалиста
    [ Скачать с сервера (30.5 Kb) ] 05.06.2009, 15:15
    Галина Силкова
    Украина
    Ровенский государственный
    гуманитарный университет
     
     
     Новые информационные технологии, значительно облегчая процессы поиска, выявления и преобразования информации, обусловили появление проблемы роли инфопосредника в этих процессах. Инфопосредник – только администратор информации или он остается администратором знаний? Другими словами, должен инфопосредник владеть методикой аналитико-синтетической переработки информации вручную или приоритет в его профессиональной подготовке должен принадлежать овладению компьютерными технологиями. Беремся утверждать, что основу информационной культуры референта, пресс-секретаря, документоведа должны составлять профессиональные умения и навыки информационно-аналитических исследований. Знание методики информационного анализа, выявления релевантных информативных фрагментов, подбор информации «под тему» запроса, обобщение выявленных смысловых положений, аналитическая оценка исходной информации – это основа работы информационного посредника как на домашинном, так и постмашинном этапах работы с информацией.
     В основе распространенных информационных технологий лежит принцип соответствия фрагмента информации поисковому образу. В основе интеллектуальных методик – поиск релевантного смыслового содержания информации как элемента системы знаний и его дальнейшего преобразования как системного знания. Информационный посредник отличается системным мышлением, так как информационное учреждение или информационная служба властных структур выполняют задачи систематизации документного массива информации (БД, каталог, фонд документов, подготовка информационных документов) или подготовки информационных материалов по проблемно-тематическим запросам потребителей информации. Выполняя названые процессы, инфопосредник берет на себя задачи упорядочения, систематизации и обобщения содержания исходной информации.
     Таким образом, кроме дисциплин компьютерного цикла, значительную долю в учебном плане подготовки специалистов документоведения и информационной деятельности должны составлять учебные дисциплины, готовящие студентов к информационно-аналитической работе.
     Профессиональные знания, умения и навыки инфопосредников должны основываться на знании таких методов и методик:
    1. общенаучные методы обработки документной информации, базовые для всех других методов и методик информационно-аналитических исследований;
    2. информационно-прогнозные методики, позволяющие не только преобразовывать исходную информацию, но и прогнозировать тенденции развития изучаемого объекта;
    3. методики свертывания и обобщения документной информации, используемые при создании информационных документов;
    4. методы изложения информации во вторичных документах.
    Представленная классификация методов информационно-аналитических исследований построена на признаке функционального назначения и характера метода. Такой подход к классификации методов обусловлен рассмотрением их в учебных целях в курсе «Основы информационно-аналитических исследований», который читается для будущих специалистов документоведения и информационной деятельности в Ровенском государственном гуманитарном университете (РДГУ).
    С позиций автоматизации методы 2 и 3 групп всегда были в центре внимания специалистов. Однако их полная автоматизация оправдана, преимущественно, в больших информационных центрах, где формируются и упорядочиваются значительные массивы документной информации, а также многократно осуществляются одинаковые процессы работы с информацией.
    В информационных структурах, где формируются небольшие факто-аналитические массивы документной информации и наблюдаются одноразовые процессы ее преобразования по ситуативным запросам потребителей, более востребованными становятся интеллектуальные способы работы с информацией. Интеллектуальными методами мы называем методы, которые выполняются информационными посредниками или преимущественно без использования компьютерных  технологий.
    Методика информационно-аналитической работы формируется на пересечении научно-исследовательской, информационной и базовой деятельности пользователя информации, поэтому обучение методике информационно-аналитической работы представлено в нескольких учебных дисциплинах.
    В РДГУ роль упорядочивающих и обобщающих дисциплин для их изучения отводится двум предметам. Первый – «Основы информационно-аналитических исследований», выполняет пропедевтическую функцию, раскрывая общие закономерности и методики обработки документной информации. Второй – «Информационно-аналитическая деятельность» представляет методику информационно-аналитических исследований в системе информационного обеспечения управленческой сферы.
    Подводя итоги рассмотренной проблемы, отметим что трудоемкость процессов работы с информацией обусловила активное применение  в них средств автоматизации и новейших информационных технологий. Вместе с тем, большинство процессов автоматизации требуют применения интеллектуальных методов работы с информацией как на домашинном, так и постмашинном этапах. Степень их интеллектуализации может колебаться от предварительного упорядочения и анализа информатизации на домашинном этапе до редактирования полученного результата или разработки выводов, прогнозов, рекомендаций на постмашинном этапе. Таким образом, информационный работник в современных условиях должен владеть как интеллектуальными способами обработки информации, так и современными компьютерными технологиями.
    Категория: III Зубовские чтения | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 1310 | Загрузок: 350 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.5/2 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]