Пятница, 22.09.2017, 23:32

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 47
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » III Зубовские чтения

    Применение Интернет-технологий на факультете гуманитарного образования технического вуза
    [ Скачать с сервера (33.0Kb) ] 05.06.2009, 14:59

    Е.В. Зайцева, e-mail: katia_zai@mail.ru , доцент ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»,
     В.В.Запарий, vvzap@mail.ru,  профессор ГОУ ВПО «Уральский государственный технический университет – УПИ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»


    В учебной работе существует целый спектр форм и методов, используемый преподавателями для работы со студентами. В последние годы особенно актуальны такие формы как презентации и использование интерент-технологий. Стремительная информатизация общества, несмотря на консерватизм профессорско-преподавательского состава, несет изменения в образовательный процесс.
    Увлечение инновациями, однако, не всегда приносит ожидаемые плоды и их применение должно, на наш взгляд, носить избирательный характер. Т.к.  информационные технологии облегчают студенту обучение дисциплинам, однако сформировать систему знаний способен только преподаватель. Коллективные формы организации учебного процесса особенно важны для изучения гуманитарных дисциплин, поскольку есть необходимость «вживую» определить и обсудить научные категории, концепции, типологизировать процессы и явления. Здесь решающую роль играет готовность преподавателей и студентов использовать эти формы. Однако подчас готовности не достаточно. Необходимо как техническое обеспечение, так и определенный уровень подготовки как преподавателей так и студентов. Есть еще одна сложность в обучении по новым технологиям – психологическая неготовность, априорное отторжение их профессорско-преподавательским составом. Необходима программа адаптационной работы с преподавателями, проведение методических семинаров, объясняющих новые возможности в сфере преподавания, открытых лекций, семинаров. Должна существенно измениться роль преподавателя, т.к. знание предмета и умение его излагать уже не достаточно. От преподавателя требуется умение проектировать педагогический процесс, управлять им, прогнозировать результативность обучения, владеть современными и информационными технологиями.
    Также необходима реконструкция аудиторного фонда, т. к. пре его недостаточности, подчас выделение аудиторий происходит по остаточному принципу. И при смене расписания разработанный и начатый курс с применением ИТ, часто приходится дорабатывать  по старинке, что сводит на нет методическую работу по разработке курса. Это достаточно актуально в ситуации, что большая часть лекционных аудиторий не оборудована ни микрофонами, ни простейшими проекторами, а под час не имеет должного качества «обычного» оборудования.
    Многие формы такой работы могут быть успешно использованы и используются преподавателями и студентами. Так применение электронной почты становиться обычным делом для связи между преподавателем и студентами и передачи им заданий, тем контрольных и рефератов.
    Преподавателем могут быть рекомендованы для изучения материалы, расположенные на том или ином сайте или учебном портале.
    Несомненно, использование презентаций является новым шагом в преподавании. Однако применение их только как иллюстративный материал существенно снижет эффективность занятий. Лекция должна существенно дополнять то, что проецируется на экран.
    Перспективны онлайновые трансляции (симметричная связь). Такие технологии становятся важным подспорьем в работе с малыми группами и на отдаленных территориях. Однако вряд ли что заменит живое общение студента и преподавателя.
    Необходим рабочий сайт факультета, где можно разместить актуальную информацию. Помещение на сайте расписания занятий, своевременного внесения в него необходимых изменений и объявлений по факультету. Здесь должен быть «форум», на котором студенты могли бы обсуждать интересующие их вопросы и обращаться с вопросами к своему декану и его замам.
    Использование новых форм неоднозначно - это приводит к увеличению объема материала, изучаемого на занятии. С другой, студенты не готовы работать в измененном темпе подачи материала. Они не успевают анализировать потоки аудиальной и визуальной информации.
    Также популярным «современным» методом  является трансляция видеофильмов. Такая облегченная форма подачи материала представляется  все таки более развлекательной, чем обучающей, не дающей должного качества обучения, а лишь предоставляет возможность преподавателю «передохнуть»; т.к. фиксировать полученную информацию невозможно.
    Под час желание соответствовать духу времени, погоня за новыми технологиями затеняет главный смысл подготовки специалиста и бакалавра. Результатом обучения должен стать специалист, не только «наполненный» знаниями, и даже не знающий все наизусть без осмысления, что мы последнее время пытаемся реализовать через итоговые тестирования и остаточные срезы знаний, а разностороннюю развитую личность, не имеющую готовых ответов, но знающую как решить поставленную задачу, умеющую разработать алгоритм собственного труда и работы других, а также имеющую практику работы с научной литературой, т.е. аналитика.
    Именно он готов работать на современном производстве, в ситуациях постоянно меняющихся внешней и внутренней сред, способного эффективно мыслить и применять полученный багаж знаний, а не готовые клише. Не стоит так же категорично отказываться от тех наработок, опыта высшей школы, полученного в результате работы многих поколений преподавателей на протяжении десятилетий.
    Для повышения качества образования необходимо превратить студента снова в штучный товар. Дать возможность преподавателю полноценно готовиться к разным формам  (дневным, заочным, дистантным, ускоренным) обучения студентов, особенно усилив внимание на нормы времени, выделяемые на подготовку новых курсов, а особенно новых форм обучения, например, интернет- и онлайн-технологий. Невозможно один формат разработанного курса наложить разные формы обучения, не потеряв при этом качества.
    Только индивидуализация обучения, усилия руководства, преподавателей позволят безболезненно внедрять новые технологии, не потеряв, а повысив качество современного высшего образования.

    Категория: III Зубовские чтения | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 512 | Загрузок: 152 | Комментарии: 3 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]