Пятница, 24.11.2017, 17:59

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 48
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » III Зубовские чтения

    Исследование личностных и деловых качеств молодежи и средневозрастного поколения в условиях перехода к инновационной экономике
    [ Скачать с сервера (36.0Kb) ] 05.06.2009, 14:53

    А.Г. Феклистов
    agfeklistov@mail.ru
    к.и.н., преподаватель филиала Московского государственного университета культуры и искусств в г. Жуковском


    В условиях перехода России к инновационной модели развития важное значение приобретает готовность людей мыслить и действовать в меняющихся обстоятельствах, проявлять инициативу, видеть четкие цели своей деятельно¬сти и уметь их достигать оптимальными средствами. Особенно это важно для современной российской молодежи  и людей среднего возраста, так как именно они должны стать основными источниками развития и потребителями резуль¬татов инновационной экономики.
    Для определения данных личностных качеств в октябре 2007 г. был про¬веден опрос студентов Жуковского филиала Московского государственного университета культуры и искусств. В опросе приняли участие респонденты в широком возрастном диапазоне – от 17 до 35 лет (выборка механическая 20-процентная). Группировка опрашиваемых проводилась по возрастному и поло¬вому признакам. Всего в опросе приняло участие 99 человек. Из них:
    • в возрасте от 17 до 25 лет – 28 юношей и 49 девушек.
    • в возрасте от 26 до 35 лет – 6 мужчин и 16 женщин.
    Сначала респондентам было предложено охарактеризовать себя в не¬скольких фразах. Затруднились это сделать или позиционировали себя в абст¬рактной форме 21,43% юношей и 24,49% девушек в возрасте 17 – 25 лет; 16,67% мужчин и 18,75% женщин в возрасте 26 – 35 лет. Довольно большое ко¬личество респондентов, затруднившихся ответить на этот вопрос, говорит об их интравертности и преобладании защитных психологических реакций. При этом с возрастом количество таких недостаточно уверенных в себе людей сокраща¬ется.
    Любопытно представление респондентов о своих сильных и слабых лич¬ностных чертах. Своими наиболее сильными чертами респонденты считают следующее:
    • в возрастной группе 17 – 25 лет:
    ▪ юноши: отзывчивость (25%), ответственность и трудолюбие (17,86%), хорошую спортивную форму, юмор, целеустремленность, общитель¬ность, доброжелательность (по 14,29%), честность (10,71%), умение убе¬ждать, упорство, уверенность в себе, жизнерадостность, терпеливость, ум и любознательность, решительность и силу воли (по 7,14%).
    ▪ девушки: общительность (16,33%), целеустремленность, отзывчивость и дружелюбие (по 14,29%), упорство и настойчивость, доброту, трудолю¬бие и работоспособность, силу воли (по 12,24%), уверенность в себе (10,20%), терпеливость, самостоятельность (по 8,16%), чувство справед¬ливости, ответственность, любознательность и обучаемость (по 6,12%), интуицию, стрессоустойчивость, честность (по 4,08%).
    • в возрастной группе 26 – 35 лет:
    ▪ мужчины: ответственность и пунктуальность (66,67%), терпение, чест¬ность (по 33,33%).
    ▪ женщины: целеустремленность и настойчивость (43,75%), работоспособ¬ность (37,50%), ответственность (25%), общительность, дипломатичность и умение убеждать (по 18,75%).

    Слабыми чертами считаются:
    • в возрастной группе 17 – 25 лет:
    ▪ у юношей: лень (42,86%), слабохарактерность (21,43%), доверчивость (14,29%), раздражительность (10,71%), эмоциональность (7,14%).
    ▪ у девушек: эмоциональность и ранимость (26,53%), лень, слабохарактер¬ность (по 20,41%), доверчивость (14,29%), нерешительность, рассеян¬ность (по 6,12%).
    • в возрастной группе 26 – 35 лет:
    ▪ у мужчин: лень (50%), раздражительность (16,67%).
    ▪ у женщин: лень, нерешительность (по 31,25%), слабохарактерность (18,75%), ранимость и эмоциональность (12,5%).

    Интересно сравнить эти представления с ответами респондентов на во¬просы о продуманности их ближайших и отдаленных планов. Выяснилось, что в этом отношении участников опроса можно разделить на три группы:
    1) Имеют и четкие цели, и средства достижения:
    в возрасте 17 – 25 лет: 0% юношей, 12,24% девушек;
    в возрасте 26 – 35 лет: 16,67% мужчин; 18,75% женщин.
    2) Имеют четкие цели, но не знают, как их достичь:
    в возрасте 17 – 25 лет: 25% юношей, 36,73% девушек;
    в возрасте 26 – 35 лет: 50% мужчин; 37,5% женщин.
    3) Не имеют ни четких целей, ни средств их достижения:
    в возрасте 17 – 25 лет: 75% юношей, 51,02% девушек;
    в возрасте 26 – 35 лет: 33,33% мужчин, 43,75% женщин.

    Таким образом, подтверждаются представления опрошенных в возрас¬тной группе 17 – 25 лет о преобладании у них лени и слабохарактерности. Можно усомниться в декларируемом ими наличии ответственности, трудолю¬бия и целеустремленности. В возрастной группе 26 – 35 лет представления о сильных и слабых чертах личности респондентов более реалистичны. Пожалуй, наиболее типичной проблемой участников опроса является недостаточная обоснованность жизненных устремлений и планов.
    «Горизонт планирования» у молодёжи очень небольшой, не дотягивает даже до года. Объяснить это можно недостатком соответствующих знаний,  привычкой полагаться на других, более старших людей в планировании своей жизни и несформированностью привычки брать ответственность на себя в дос¬тижении своих целей.
    Следовательно, люди в возрастной группе 26 – 35 лет в настоящее время оказываются психологически и практически более подготовленными к станов¬лению и жизни в условиях инновационной модели развития. Эта модель тре¬бует от работников наличия целеустремленности, ответственности, трудолю¬бия, стрессоустойчивости, то есть всех тех качеств, которыми представители этой возрастной группы наделены в большей степени, чем молодежь. Таким образом, поколение 25–35-летних россиян, как носители необходимых ценно¬стей, является главной опорой намечающегося перехода к инновационной мо¬дели развития. Вместе с тем, такой поколенческий разрыв может стать пробле¬мой в дальнейшем, так как следующее поколение подобного оптимизма не внушает. «Драма сегодняшних 30–40-летних тем любопытнее, что объявленная властью масштабная модернизация экономики и перевод ее на инновационные рельсы требуют как раз активного включения в процесс этого поколения: пре¬дыдущие сходят со сцены, а последующие внушают пока мало доверия».[1]

    Литература
    1. Имамутдинов И., Костина Г., Медовников Д., Механик А. Мозги России. // Эксперт. – 2008. № 11. – С. 55.

    Категория: III Зубовские чтения | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 530 | Загрузок: 156 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]