Понедельник, 20.11.2017, 14:26

Научная Лаборатория

Меню сайта
Категории раздела
Все [26]
В эту категорию входят все материалы, добавленные в электронную библиотеку, в порядке их опубликования на сайте
III Зубовские чтения [10]
Наш опрос
Вам нужны шаблонные опросы?
Всего ответов: 48
Статистика
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Файлы » Все материалы » III Зубовские чтения

    О перспективах применения технологий дистанционного обучения в связи с кризисом.
    [ Скачать с сервера (70.5Kb) ] 05.06.2009, 14:32

    к.т.н. Балахонов Ю.В.

    Современное дистанционное обучение базируется на нижеперечисленных информа-ционных технологиях. Под информационной технологией будем в последующем понимать процесс, который использует комплекс технических средств, методов сбора, обработки и пе-редачи информации, с целью получения информации нового качества, для пользователя.
    Электронная почта (E-mail) - самый “старый”, наиболее известный и простой спо-соб передачи информации в компьютерных сетях. Позволяет абонентам сети обмениваться сообщениями, и организовать пересылку между абонентами файлов любых типов. С помо-щью электронной почты легко организовать практически мгновенную доставку файлов с не-обходимой информацией, рассылку информации по определенной тематике. Как вариант электронной почты можно рассматривать чаты и форумы позволяющие обмениваться тек-стовыми сообщениями и файлами различных типов.
    В образовании используется для обеспечения связи преподавателя с обучаемыми и реализации административного документооборота. Вследствие дешевизны установления связи между участниками процесса обучения применяется во всех технологиях дистанцион-ного обучения.
    Локальные, глобальные вычислительные сети и Internet. Совокупность локаль-ных, глобальных вычислительных сетей и Internet представляет собой информационно-коммуникационную среду, состоящую из компьютеров пользователей, серверов и другого оборудования, объединенных каналами связи. Взаимодействие элементов информационно-коммуникационной сети осуществляется с помощью стандартных протоколов, чаще всего TCP/IP. Для реализации процесса обмена информации используется организация “клиент-сервер”. Для обеспечения хранения и передачи информации по запросу используется сервер – компьютер с установленным специальным программным обеспечением. На компьютере пользователя устанавливается специальная программа “клиент” осуществляющая взаимо-действие  с сервером, обеспечивающая получение и отображение полученной информации. Для упорядочения хранения и доступа к информации в локальных, глобальных вычисли-тельных сетях и Internet используются:
    -каталоги интернета – коллекции ссылок на сетевые ресурсы;
    -поисковые серверы - контролируют ресурсы сети и по запросу пользователя сооб-щают ему адреса соответствующих ресурсов.
    Локальные вычислительные сети учебного заведения обеспечивают доступ к админи-стративным, методическим и учебным ресурсам данного учебного заведения. На сегодняш-ний день обычное явление для многих учебных заведений сетевые обучающие программы, электронные библиотеки, лабораторные работы по различным дисциплинам. Глобальные вычислительные сети, Интернет используются для организации аудио, видео и телеконфе-ренций с удаленными регионами. С помощью глобальных вычислительных сетей и интерне-та организуются коллективные занятия, консультации обучаемых территориально удаленных друг от друга, производится рассылка административных, методических и обучающих мате-риалов.
    Телеконференции – способы использования компьютерных сетей и интернета для обеспечения совместной работы многих пользователей. Реализуются с помощью выделенного сервера на котором хранятся материалы по заданной теме и программное обеспечение для работы с этими материалами. В зависимости от организации диалога участников различают телеконференции: «off-line» - заочные, «on-line» - в реальном масштабе времени. Применение режима телеконференций «on-line» ограничивается скоростью передачи информации в компьютерной сети, загруженностью сети, и рядом других параметров. Кроме того, применение режима телеконференций «on-line» для удаленных регионов ограничивается экономическими обстоятельствами – необходимо-стью оплачивать большой объем трафика.
    Применительно к образованию, используя телеконференции, легко организовать проведение удаленных семинаров, консультаций, зачетных занятий и экзаменов.
    Видеоконференции – способы организации сеансов видеосвязи в компьютерных сетях с синхронной передачей видеоизображения и звука, при этом в общем случае, обеспечивается возможность передачи между участниками различных электронных до-кументов и материалов, а также возможна совместная работа над этими документами и материалами. Для поведения видеоконференций требуются компьютерные сети с высо-кой скоростью передачи данных, а также достаточно мощные компьютеры, способные обрабатывать и передавать большие объемы информации, оснащенные Web – камерой с высоким разрешением.
    Видеоконференции позволяют расширить аудиторию для проведения лекций и других занятий уникальными специалистами, обеспечить проведение важных совеща-ний и т.д.
    Мультимедиа - информационные технологии, позволяющие объединить различ-ные способы обработки и отображения информации: текст, звук, видео, рисунки, черте-жи, фотографии, анимацию, трехмерное изображение. Для создания объектов мультиме-диа используются специальные програмно-аппаратные средства, например графические редакторы, видеокамеры и т.п. Мультимедийные материалы, как правило, имеют боль-шой объем, поэтому для их распространения широко используются CD и DVD.
    Применение мультимедийных технологий предоставляет преподавателю новые возможности в подаче материала: позволяет выдать больший объем материала в течение занятия, сделать материал более наглядным. В ряде случаев, например авиационные симу-ляторы, во много раз снижается стоимость проведения занятий, обеспечивается безопас-ность их проведения и в результате повышается качество обучения.
    На базе рассмотренных информационных технологий создаются современные техно-логии дистанционного обучения, основные особенности которых рассмотрены во многих ис-точниках[1 - 4]. Большинство авторов считает, что на сегодняшний день основными техноло-гиями дистанционного обучения являются:
    Кейс технология - базируется на предоставлении обучающимся информационных образовательных ресурсов в виде комплектов учебных и методических материалов по опре-деленной тематике, используемых для самостоятельного изучения. Основана главным обра-зом на использовании технологий мультимедиа.
    Интернет-технология - базируется  на использовании локальных, глобальных ком-пьютерных сетей и интернета для получения доступа обучающихся к административным, методическим и информационным образовательным ресурсам учебного заведения и реали-зации учебного процесса для удаленных абонентов. Основана в общем случае, на использо-вании всех рассмотренных информационных технологий, с ограничениями обусловленными скоростями передачи информации по каналам связи.
    Телекоммуникационная технология – базируется на использовании высокоскоро-стных цифровых каналов связи, а также локальных, глобальных сетей и интернета для обес-печения доступа обучающихся к административным, методическим и информационным ре-сурсам учебного заведения и реализации учебного процесса для удаленных абонентов, пред-ставленным в виде цифровых библиотек, мультимедиа материалов и других средств обуче-ния. В отличие от дистанционной интернет технологии предполагается, что рассмотренные выше информационные технологии реализуются без ограничений.
    Рассмотрим более подробно достоинства, недостатки и перспективы применения дис-танционных технологий на примере наиболее известных и полных реализаций в условиях экономического кризиса, когда основной критерий - минимум затрат.
    Дистанционная кейс технология получила свое название от вручаемого обучаемому кейса с комплектом административных, методических и учебных материалов на различных носителях информации (различные документы, методички, учебники, CD, DVD и.т.д.). Практически все учебные заведения, занимающиеся дистанционным образованием, исполь-зуют эту технологию в большей или меньшей степени. Учебное заведение создает учебно-методический комплект, в который входят учебные методические материалы необходимые для обучения, в качестве примера успешной реализации данного подхода можно привести IT Academy и ряд других организаций[1 - 4]. Одной из главных задач становится разработка учебных пособий с использованием мультимедиа технологий. Эта задача в значительной ме-ре креативна, несмотря на наличие различных инструментов позволяющих облегчить и уде-шевить разработку. Не секрет, что существует большое количество учебных пособий сомни-тельного качества, вызванных желанием учебного заведения выпустить учебное пособие с минимальными затратами сводя всю работу к оцифровке обычного учебника и другим по-добным методам, не учитывающим специфику мультимедиа технологий. Кроме того, право-вая незащищенность авторов, широкое распространение нелегального копирования и рас-пространения программного обеспечения и видеоматериалов также не стимулируют разра-ботку новых учебных пособий.
    Одним из путей повышения качества подготовки является использование методиче-ских и учебных материалов от производителя продукта Многие производители сложного оборудования, программного обеспечения, например Intel, Microsoft, Cisco и многие другие, создают свои обучающие мультимедиа продукты для ознакомления потребителя работе со своей продукцией, отличающиеся высоким качеством. Поэтому многие учебные заведения использующие дистанционное обучение создают учебные центры сертифицируемые произ-водителем продукции, что позволяет:
    • использовать обучающие мультимедиа продукты от производителя продукции;
    • получать методическую помощь в организации учебного процесса;
    • быть в курсе последних новостей новых и перспективных образцов продукции;
    • повысить качество подготовки персонала.
    Поэтому в условиях кризиса следует ожидать уменьшения объема выпускаемых мультимедийных продуктов и ухудшения их качества, а также более широкого применения методических и учебных материалов от производителя.
    Дистанционная интернет технология используется в большей или меньшей степени всеми учебными заведениями занимающимися дистанционным образованием, особенности наиболее полного и завершенного варианта реализации этой технологии рассмотрим на при-мере Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ имени Н.Э.Баумана[3]. Применение дистанционной интернет технологии в Центре «Специалист» обеспечивает:
    • удобный интерфейс для обучения
    • поддержку преподавателя в конференциях офф-лайн и он-лайн, включая аудио и видеоконференции;
    • виртуальные лабораторные работы по сетевым курсам и программированию;
    • организацию и контроль обучения и приобретенных навыков.
    • Система дистанционного обучения поддерживает более 200 дистанционных курсов, для которых используются учебно-методические комплекты от произ-водителя, а также учебно-методические комплекты разработанные ведущими специалистами и преподавателями.
    Для поддержки процесса дистанционного обучения предусмотрена:
    • ежедневная 8 часовая информационная поддержка слушателей сертифициро-ванным преподавателем в режиме реального времени;
    • ежедневная поддержка слушателей системным администратором;
    • оперативное решение административных, методических и учебных вопросов учебными менеджерами.
    Комплексное решение вопросов при использовании дистанционной интернет техно-логии позволяет добиться высокого качества образования с приемлемыми затратами и огра-ничениями в организации учебного процесса.
    Реализацию дистанционной телекоммуникационной технологии рассмотрим на при-мере Современной Гуманитарной Академии(СГА)[4]. Передача данных между учебными центрами СГА базируется на цифровой спутниковой связи через спутники Экспресс-АМ22 и Ямал-201 и широком применении мультимедийных учебно-методических комплексов. Весь учебный информационный ресурс СГА доступен посредством телекоммуникаций каждому студенту любого учебного центра СГА, независимо от его места нахождения, с электронных учебных мест. Задачи решаемые с помощью дистанционной коммуникационной технологии аналогичны задачам дистанционной интернет технологии рассмотренной выше.
    Использование спутниковой связи снимает ограничения свойственные дистанционной интернет технологии, но существенно удорожает процесс обучения за счет применения бо-лее дорогих технических средств, необходимости информационной и технической поддерж-ки, подготовки и переобучения учебно-производственного персонала в учебных центрах СГА.
    На основе рассмотренного материала можно сделать следующие основные выводы.
    1. Кейс метод дистанционного обучения характеризуется минимальными затратами на организацию обучения.  Для достижения высокого качества образования необходима разработка учебно-методических комплектов с постоянным мониторингом качества разработки и правильности внедрения, а также применения учебно-методических комплектов от производителя продукта.
    2. Дистанционная интернет технология позволяет решить все задачи дистанционного обучения с приемлемыми затратами, и поэтому перспективна на период кризиса для реализации полноразмерной системы дистанционного образования.
    3. Дистанционная телекоммуникационная технология требует значительных капиталь-ных вложений и эксплуатационных затрат, поэтому разработка и внедрение на основе такой технологии системы дистанционного обучения целесообразно когда необходи-мо провести обучение большого количества слушателей, например в службе занято-сти.


    Литература.

    1. http://www.academy.it.ru/   Академия АйТи.
    2. http://www.intuit.ru/   Интернет Университет Информационных технологий.
    3. http://www.specialist.ru/elearning/   Дистанционное обучение в Специалисте при МГТУ им. Н.Э.Баумана
    4. http://www.muh.ru/   Современная Гуманитарная Академия

    Категория: III Зубовские чтения | Добавил: Vasilisa
    Просмотров: 838 | Загрузок: 216 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]