(10 августа 1971 г.р.), профессор кафедры информационно-аналитической деятельности, кандидат педагогических наук, работает на факультете менеджмента и социально-информационных технологий Московского государственного университета культуры и искусств с момента его основания в 1992 году.
В период 1992 по 1995 годы обучалась в аспирантуре по кафедре информационно-аналитической деятельности. В 1996 году успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальности 05.25.03 на тему: «Создание компьютерного аналога рекомендательного библиографического пособия по художественной литературе (вопросы теории и методологии)». В период 2001-2004 годы обучалась в докторантуре по кафедре информационно-аналитической деятельности, работая над исследованием проблем информатизации в контексте социологии управления. Проблематика исследования Н.В.Лопатиной на соискание ученой степени доктора наук включена в комплекс направлений научных исследований, осуществляемых факультетом менеджмента и социально-информационных технологий. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук рекомендована к защите.
Н.В.Лопатина – автор более 70 публикаций по информатике, социологии, культурологии, маркетингу, теории профессионального образования. Среди ее работ:
Учебные пособия: - «Информационная культура как условие эффективности социальных технологий» (М.:МГУКИ, 2002), - «Социология маркетинга» (М., Академический проект, 2005), - «Маркетинг образовательных услуг: организация и методика» (М, 2007) (в соавт. С С.М.Оленевым) - «Информационный менеджмент» (М, 2009) (в соавт. С С.М.Оленевым)
Монографии: - «Информационные специалисты: социология управления» (М., Академический проект, 2006), - «Управление информатизацией: теоретико-социологический подход» (М.: Изд-во МГУКИ, 2006) - статьи в научных сборниках, периодических изданиях.
Цикл статей по социологии маркетинга, опубликованных в журнале «Маркетинг», вызвал резонанс и демонстрирует высокий индекс цитирования в диссертационных работах. В 2001 году за цикл работ, посвященных проблемам информационной культуры, Н.В.Лопатина была удостоена премии Министерства культуры РФ. Н.В.Лопатина выступила одним из авторов аналитического сборника ЮНЕСКО по проблемам информатизации.
Н.В.Лопатина активно участвует в научных конференциях, внесла огромный вклад в организацию ряда конференций, прежде всего, в организацию ежегодной международной конференции по вопросам информационной культуры, проводимую в 1993-2004 под эгидой Международной академии информатизации в г. Новороссийск.
Н.В.Лопатина выступала инициатором и организатором ряда научных проектов МГУКИ, посвященных проблемам информатизации и профессионального обеспечения информационной деятельности. Инициировала создание и внесла вклад в деятельность научной лаборатории профессионального консалтинга, проводила социологические исследования профессионализации и профессиональных ресурсов информационной деятельности, которые легли в основу стратегии подготовки информационных специалистов в МГУКИ. Неоднократно выступала держателем грантов государственных и общественных организаций.
Н.В.Лопатина руководит научной работой аспирантов, обучающихся по специальностям «Информационные системы и процессы. Правовые основания информатизации», «Теория и методика профессионального образования», а также научной работой студентов. Под ее научным руководством успешно защищена диссертационная работа Ю.С.Зубова на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Неоднократно выступала официальным оппонентом и представителем ведущей организации по диссертациям на соискание ученой степени кандидата педагогических, социологических наук. Принимает участие в обсуждении и рецензировании научных и учебно-методических работ, является членом редакционно-издательского совета факультета.
Педагогическая деятельность Н.В.Лопатиной осуществляется с 1994 года, с 1998 года – в должности доцента; в 2001 году ей присвоено ученой звание доцента. Разработаны и читаются дисциплины «Маркетинг», «Информационный маркетинг», «Маркетинговые исследования», «Социология маркетинга», «Введение в специальность» (для студентов специальности «Информационные системы в социально-культурной сфере»). В настоящее время разрабатываются курсы «Социология информатизации» и «Профессиональные ресурсы информационной деятельности». Н.В.Лопатина – один из первых российских разработчиков и преподавателей курса «Информационная культура». Н.В.Лопатина – автор учебно-методических работ, учебных пособий. Н.В.Лопатина читает лекции в системе дополнительного профессионального образования на базе Института повышения квалификации информационных работников Росинформресурса. С 1998 года Н.В.Лопатина выступает менеджером образовательного проекта «Маркетинг информационного рынка».
В период 1996 по 2001 годы Н.В.Лопатина исполняла обязанности маркетолога факультета, а в период 2001-2003 годы – начальником отдела маркетинга и Интернет-представительства МГУКИ. Под ее руководством и при ее непосредственном участии осуществлен широкий спектр маркетинговых исследований, проведено большое количество рекламных, PR –акций, принималось участие в крупнейших образовательных и деловых выставках. Н.В.Лопатина продемонстрировала несомненные достижения в области стратегического планирования и маркетинговой аналитики, которые благоприятно отразились на экономическом и социальном положении Университета. В данный период Н.В.Лопатина принимала участие в работе ректората и Ученого Совета Университета, пользовалась уважением и авторитетом коллег, руководства, партнеров, выступала инициатором исполнителем ряда крупных проектов. Освобождена от занимаемой должности по собственному желанию в связи с переходом в докторантуру с отрывом от производства.